Что сыпят на дороги зимой

Что сыпят на дороги зимой

На московские дороги и тротуары, которые «непонятно чем посыпают», жалуются все, кто ступает по этим дорогам. Кто-то и вправду сапоги испортил, а кто-то за компанию, из солидарности, так сказать, с возмущенными гражданами.
— Идешь, и под ногами каша! Штаны пачкаются! Катышки этих реагентов в ботинках застревают. На улице -20 — и лужи! — митингует в лифте мой сосед. — Ребятня играет в снегу, где-то во дворе, и там насыпали… Неделю-две походил — обувь хоть выбрасывай. Запретить надо эту химию. А они сыпят и сыпят!
Тема реагентов — вечная, но почему же коммунальщики не отказываются от этого неоднозначного способа сделать дороги чистыми?

ЗАЧЕМ НА ДОРОГИ СЫПЛЮТ ХИМИЮ

Многие уверены, что дорожные (и тротуарные) реагенты используют, чтобы просто растопить снег. Сугробы исчезнут сами собой, а лужи стекут в канализацию — тогда и убирать ничего не надо.
— Все не так, — заявили в столичном Департаменте ЖКХ. — На асфальте быстро образуется так называемый накат — это очень плотный снег, который спрессовали и отполировали автомобильные шины. Накат почти такой же скользкий, как и лед, только убрать его крайне сложно — ни щетки, ни скребки коммунальной техники не справляются. Уборочные машины не могут проехать по всем улицам одновременно, поэтому мы используем реагенты, чтобы снег остался рыхлым до того момента, как его сметут.

— А как быть с тротуарами?

— Пешеходную часть просто так реагентами и не обрабатывают. Сначала с тротуара сметается большая часть снега. Потом мы используем состав, в который входят пищевая соль, мраморная крошка и соль муравьиной кислоты. Соль и муравьиная кислота нужны, чтобы расплавить остатки снега и лед. Крошка потом создает шершавый белый слой на асфальте.
Одна беда — на дороги реагенты наносят машины (с системой точной дозировки), а на тротуары средства рассыпают дворники. Неудивительно, когда кучи щебенки лежат в одном месте, посреди прохода. Значит, кому-то лениво было рассыпать все равномерно.

ПОЧЕМУ НЕ ГРАНИТНЫЙ ЩЕБЕНЬ

На днях депутат петербургского Заксобрания Виталий Милонов предложил использовать вместо реагентов одну гранитную крошку. Но в Москве от нее уже отказались, хотя еще несколько лет назад этот твердый щебень использовали.
Выяснилось, что твердый гранит попадает в эскалаторы и ломает их. Тогда коммунальщики решили посыпать тротуары мраморной крошкой (что они делают до сих пор). Мрамор гораздо мягче.
Но вот совсем без реагентов на пешеходных зонах не обойтись. Простая крошка без всего буквально тонет в снегу и перестает работать.

А ЕСЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СОЛЬ ИЛИ ПЕСОК

Эти два самых дешевых реагента применялись в столице аж с XIX века по 2001 год. Их любили коммунальщики за дешевизну и относительную эффективность. Но, увы, недостатки в итоге перевесили достоинства.
Экологи установили, что чистая соль быстро отравляет почву. Раньше за сезон на 1 кв. метр асфальта высыпали до трех кило соли. Большая часть ее потом оказывалась на земле. В сухую погоду соль выступала кристаллами и превращалась в пыль. Потом она оседала на проводах и разъедала их.
Песок, конечно, самый экологичный материал. Но он быстро забивает стоки, а прочистка их потом занимает много времени и денег. Сейчас песок используют на загородных магистралях.

На городских улицах используют аж четыре разных вида средств. Жидкий реагент применяют везде. Есть еще три твердых состава — они используются на разных дорогах только в паре с жидким реагентом.
Жидкий реагент для всех улиц. На 5 — 6% состоит из пищевой соли, на 22 — 23% — из хлористого кальция (натуральный материал, быстро плавит снег), остальное — вода.
Состав используют за два часа до снегопада. Он не позволяет снегу прилипнуть к асфальту. Если выпадает больше 5 сантиметров осадков, коммунальщики подметают дороги и поливают их еще раз. Реагент работает при температуре до минус семи градусов.
Твердый реагент для обычных улиц. На 80% состоит из пищевой соли и на 20% — из хлористого кальция. Состав работает, пока температура не опустится ниже минус 15 градусов. Его используют только в паре с жидким реагентом.
Твердый реагент для скоростных магистралей. На две трети состоит из пищевой соли, остальное: соль муравьиной кислоты, хлористый кальций и хлористый калий (удобрение для почвы). Быстро плавит снег и лед при самых низких температурах. Нужен, чтобы не было пробок на МКАД и ТТК. Реагент используют только в паре с жидким составом.
Твердый реагент для скоростных магистралей с озеленением. Состав похож на средство для скоростных магистралей, только экологичного хлористого калия тут в два раза больше. Самый дорогой реагент.

Читайте также:  Форсунки омывателя меган 2

Если не обрабатывать дороги, Москва встанет
И все-таки можно ли без всей этой химии в столице обойтись? Во многих городах реагенты не применяют. И их жители тоже жалуются на ужасное состояние дорог и тротуаров. В минувшие новогодние праздники мне повезло побывать в Ижевске и Нижнем Новгороде. В Ижевске «экологичные» тротуары без химии похожи на полигон для испытания танков. Идти приходится, перебираясь с одного горба на другой. В Нижнем голый асфальт покрывается коркой льда и превращается в каток.
Москвичи недовольны слякотью под ногами и на дорогах. Но все специалисты, к которым мы обращались, едины во мнении — без обработки химией столицу ждет транспортный коллапс.
— Движение в Москве после недавнего сильного снегопада уже остановилось, — говорит депутат Госдумы Максим Шингаркин. — Пока дороги не почистили, автомобили не поехали. Можно убирать снег с улиц так, как это делают в провинции — там по асфальту просто скребут железным ковшом. Но это заканчивается регулярными ремонтами покрытия. В столице температура часто колеблется в районе ноля градусов — то чуть теплее, то холоднее. Без реагентов это привело бы к бесконечному образованию льда на улице и, как следствие, массовым ДТП. Одним словом, если водители хотят ехать по дорогам, а не стоять, нужны реагенты. Если пешеходы не хотят падать на тротуарах, нужны реагенты.
Между тем в Дептрансе посчитали, что сильный снегопад или ливень снижает пропускную способность дорог на треть! Машины начинают ехать медленнее из-за плохой видимости, случаются мелкие ДТП, все это приводит к массовым пробкам.
— Улицы можно чистить без химии, но тогда нам надо увеличить количество коммунальной техники, — говорит Норайр Блудян, член общественного совета Дептранса, завкафедрой «Автомобильные перевозки» МАДИ. — И запретить легковушкам выезжать на дороги, чтобы они не мешали уборке. Но это же абсурд! Абсолютно ясно — при нынешнем количестве авто на улицах, при нынешнем количестве уборочных машин убрать снег с дорог без реагентов не выйдет.

В Петербурге отказались от химии на дорогах
Однажды в студеную зимнюю пору я из дому вышел и… в сугробе увяз. Так теперь шутят петербуржцы. Реагентам здесь объявили бойкот.
Прошлой зимой в Петербурге дороги щедро сдабривали какой-то химией.
— В этом году от реагентов мы отказались. Упор сделали на вывоз снега, — объясняет председатель комитета по благоустройству Петербурга Владимир Рублевский. — Только очень скользкие участки обрабатываем песко-соляной смесью. Подробнее ссылка

Мы уже не раз писали на нашем автомобильном портале Vodi.su о том что, зима — это сложное время для автомобилистов по целому ряду причин:

  • увеличивается расход топлива и масла;
  • трудно завести двигатель в мороз;
  • необходимость перехода на зимнюю резину;
  • нужно уметь управлять автомобилем на скользких дорогах.

Еще одна немаловажная проблема — антигололедные реагенты, которыми посыпают дороги для борьбы со льдом и снегом. Из-за этих химических материалов страдает лакокрасочное покрытие, быстрее проявляется коррозия, изнашиваются шины.

Что же такое сыпят коммунальщики на дороги зимой? Разберемся с этим вопросом в этой статье.

Самое первое, что приходит на ум — соль. Однако посыпание обычной поваренной солью улиц обойдется слишком дорого, поэтому применяется техническая модифицированная соль. Полное название данного состава — жидкий раствор хлористого натрия модифицированного. Именно его сегодня и используют в столице.

Главные преимущества данного вещества:

  • расход на 30-40% меньше, чем технической соли;
  • способность топить лед в сильные морозы — минус 35 градусов;
  • им можно посыпать как автомобильные магистрали, так и тротуары.
Читайте также:  Какие машины выпускают в калуге

Для того, чтобы расход был еще более экономичным, используют не просто этот реагент, а делают различные смеси:

  • гравийная крошка;
  • песок;
  • щебенка (отсев гранитного щебня, то есть самая мелкая фракция);
  • мраморная крошка.

Согласно многочисленным экологическим экспертизам, данные составы не влияют негативно на окружающую среду. Но любой водитель и пешеход подтвердит, что весной, когда все начинает таять, из-за всей этой крошки образуется очень много грязи, которая потом смывается ливнями в реки и озера. Кроме того, ею забиваются ливневые стоки.

Есть и определенные негативные моменты, к примеру непродолжительный срок действия (3 часа), поэтому его распыляют по несколько раз в день.

Другие реагенты

Бишофит (хлористый магний) — вместе с ним применяют самые разные элементы (бром, йод, цинк, железо). Стоит сказать, что бишофит считается намного более эффективным, чем соль, потому как не только вызывает таяние льда, но и впитывает образующуюся влагу. Он не оставляет пятен на одежде или на ЛКП, однако может вызывать быструю коррозию. Этот реагент успешно используется не только в Москве, но и в других регионах, например в Ростове-на-Дону, Воронеже, Тамбове.

Стоит, правда, отметить, что от разработанных на основе хлористого магния реагентов, например Биомаг, решили отказаться, так как анионы магния в больших количествах скапливаются в почве, вызывая ее засоление и гибель насаждений. Кроме того, из-за фосфатов, входящих в состав данного средства, на поверхности дороги образуется тонкая масляная пленка, из-за которой ухудшается сцепление колес с поверхностью.

Техническая соль (галит) — та же обыкновенная соль, но с низким уровнем очистки. Ее пласты образуются там, где когда-то протекали реки, были большие озера или моря, но, в результате геологических и климатических преобразований на планете, исчезли со временем.

Песчано-солевую смесь начали использовать еще в 1960-х годах.

Однако с начала 2000-х в Москве от нее отказались из-за таких негативных последствий:

  • разъедает лакокрасочное покрытие автомобилей;
  • наносит существенный вред одежде и обуви пешеходов;
  • соль, вместе с талым снегом, впитывается в землю или смывается в реки, приводя к засолению почвы.

Из плюсов можно выделить высокую эффективность и дешевизну — на сегодняшний день это самый доступный реагент.

Хлористый модифицированный кальций — кальциевая соль. Тоже применяется в виде раствора, благодаря чему расход значительно уменьшается.

В больших городах от этого средства отказались, потому что:

  • у него ограниченный срок действия, после чего растворяется и притягивает влажность;
  • плохо сказывается на здоровье — может вызывать аллергические реакции;
  • портит резиновые изделия, шины, обувь, может вызывать коррозию.

Скажем также, что постоянно ведутся поиски наиболее эффективных веществ, влияние которых на экологию, здоровье людей, лакокрасочное покрытие было бы минимальным.

Так, в качестве эксперимента используют в некоторых регионах состав Биодор, представляющий собой смесь солей калия и магния, а также специальных добавок для минимизации вредного воздействия.

Осторожно, реагенты: чем посыпают дорогу зимой?

Коммунальщики неоднократно слышат многочисленные жалобы от автомобилистов, пешеходов, владельцев животных после применения специальных смесей на дорогах. На самом деле без химических реагентов можно обойтись, если использовать природные материалы, не добавляя химию в окружающую среду. Чем планируют посыпать столичные дороги и насколько такие реагенты безопасны? АиФ.ru разбирался в вопросах «зимней» химии.

Какой реагент применяют в Москве?

Уже многие годы в качестве основного реагента в Москве используется жидкий раствор хлористого кальция модифицированного. По сравнению с технической солью, нормы расхода этого реагента в среднем на 30–40 % ниже, при этом он весьма эффективен при низких температурах (до 35 градусов по Цельсию, против 16 — у соли). Однако у такого реагента есть существенный недостаток — непродолжительный срок действия: около трёх часов. Поэтому дороги приходится обрабатывать несколько раз в сутки.

Предстоящей зимой Москва не откажется от жидких реагентов, однако во дворах их будет меньше за счёт использования гравийной крошки, пообещал руководитель Объединения административно-технических инспекций Дмитрий Семёнов.

Читайте также:  Удлинитель заднего амортизатора ваз

Закупки реагентов Москва начала ещё весной. На портале госзакупок появился заказ на сумму более 6 миллиардов рублей. В прошлом году реагенты обошлись почти на треть дешевле. Для москвичей это может означать увеличение расходов на «коммуналку» — в пересчёте на тонну материала твёрдые реагенты в четыре раза дороже.

Виды реагентов

Антигололёдные реагенты бывают разных видов — жидкие, твёрдые, гранулированные.

Твёрдые реагенты подходят практически для любых погодных условий и температур. А вот жидкие — для сухой погоды, причём температура воздуха должна быть не менее минус 5 °С. Жидкие реагенты используют для профилактической обработки дорожного полотна. Если асфальт, уже покрывшийся ледяной коркой, обработать жидкой смесью, то вероятность скольжения колёс машин только возрастёт. Такой реагент приступит к действию только спустя некоторое время.

Состав реагентов

Как правило, противогололёдная смесь состоит на 60 % из хлорида натрия. Вдобавок идут хлористый калий, хлористый кальций и другие соединения.

Смесь песка и соли — наиболее популярный реагент. Сам по себе песок не вызывает химической реакции, приводящей к уменьшению снежного и ледяного покрова. К плюсам смеси песка с солью относится очень низкая цена и простота использования. Правда, от данной смеси портится обувь, детали автомобилей. Кроме этого, песок забивает ливневую канализацию и добавляет лишней грязи на улицах.

Техническая соль (хлорид натрия, галит) — наиболее дешёвая среди химикатов. Основное её преимущество в том, что она очень быстро растапливает лёд. Но такой реагент разъедает автомобильные кузовы, колёса и обувь пешеходов.

Хлористый кальций — безопасный, с экологической точки зрения, антиобледенитель. Преимуществами являются быстрое и глубокое проникновение реагента в ледяной слой, позволяющий плавить лёд и удобрять почву. Реагент эффективен даже при очень низких температурах (до 35 ºС мороза). При этом он не разрушает бетонного покрытия дорожного полотна.

Раствор хлористого кальция модифицированного — имеет низкие нормы расхода (по сравнению с солью технической — на 30–40 %), эффективен при сильных морозах (до -35 ºС), но при этом реагент имеет достаточно короткий срок действия (до трёх часов). Притягивает к дорожному полотну влагу, что приводит к снижению коэффициента сцепления колеса и асфальта на 30 %. Вызывает у человека сильную аллергию и разрушает металлическое покрытие автомобиля, опасен для животных, вызывает порчу обуви.

Смесь соли с мраморной крошкой — экологически чистый материал, воздействует на лёд исключительно как противоскользящее средство. При правильной организации применения и последующей уборке территории может применяться многократно.

Гранитный щебень — устойчив к морозам, достаточно прочен и может использоваться повторно. В нём не присутствуют химически вредные и загрязняющие компоненты. Гранитный щебень отличается выгодной ценой и отличным противоскользящим эффектом.

Бишофит (ХММ) — хлорид магния, к нему примешиваются йод, бром, железо, кремний, цинк и ещё около 70 элементов. Реагент быстро впитывают влагу, однако имеет коррозионные свойства. Принцип действия аналогичен технической соли (хлористый натрий), но менее вреден для окружающей среды из-за своего состава. Как реагент бишофит безопасен для человека и животных, не оставляет белых пятен на обуви.

Как ещё борются с гололёдом?

В Ярославской области с 2007 года дороги поливают минеральной водой, которую добывают неподалёку из скважины. Вода для употребления в пищу не пригодна, содержание солей в ней слишком высокое. Такую воду заливают в поливальные машины прямо из скважины без каких-либо примесей или химии.

В Белоруссии разработали специальный реагент на основе мелассы — патоки, которая остаётся после производства сахара. Вещество не разрушает дорожного покрытия, не подвергает металл коррозии и является экологически безопасным.

В Финляндии улицы ежегодно посыпают крошкой, которую весной собирают при помощи специальной техники, моют, а в следующем зимнем сезоне используют снова.

В Норвегии тепловые магистрали прокладывают под автомагистралями и тротуарами, что не позволяет снегу и льду задерживаться.

В Швеции используют особую дорожную соль, смешанную с сахаром. Подобная смесь дольше лежит на дорогах (при этом они быстрее высыхают), замедляет ржавление деталей автомобиля.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector