Что такое ламели в автомобиле

Что такое ламели в автомобиле

История появления ламелей

История ламелей на шинах берет свое начало более пятидесяти лет назад. Тогда производители резины начали использовать мелкие прорези в блоках протектора для усиления характеристик шин.

В первую очередь ламели были созданы, чтобы помочь водителю на мокрой и обледенелой дороге. Ламель узкая канавка, прорезь в блоке протектора. Применяется как в летних, так и в зимних шинах.

Для чего нужны ламели

Выполняет ряд важных функций протектора:

— очищение протектора и улучшение сцепления на влажных, снежных и обледенелых покрытиях. Механизм этого процесса заключается в следующем – при давлении блока на поверхность в прорези создается разряжение, благодаря чему вода, слякоть, снег поднимаются в глубь протектора. Шина как бы «прилипает» к покрытию и сцепление увеличивается.

Ламель улучшает сцепление и укорачивает тормозной путь. Блок ударяя о покрытие, трется о поверхность дороги, на краях каждой части разрезанной ламелью образуются задиры «микрокогти» — эффект затачивания ламелей. Благодаря этому увеличивается трение во время торможения и сцепление усиливается.

Ламель улучшает управляемость стабилизируя блок в продольном и поперечном направлениях. При изменении направления движении части блока разрезанные ламелью, сцепляются в блок становится жестким. Как результат – улучшается управляемость.

Типы Ламелей

  • Прямая
  • Вонлообразная, Зиг Заг, Z-ламель
  • Y-ламель
  • Четырех угольная ламель
  • 3D ламель
  • П-образная ламель

В чем минусы использования ламелей

У шин с ламелями есть одна «ахиллесова пята». Так как ламели подвижны, шины становится не столь устойчивой и жесткой. Это сказывается в первую очередь на управляемости. У большинства зимних шин при использовании в теплую погоду эти минусы обостряются и шины существенно начинают проигрывать летним шинам.

В сезоне зимних шин 2019/2020 годов производители резины приготовили много новинок. Новинки вышли как в шипованный покрышках, так и во нешипованных. ШИПОВАННЫЕ ШИНЫ PIRELLI ICE ZERO 2 Поспела к производству новая шина Pirelli Ice Zero 2. И она заметно от

Технология Enliten является одной из последних разработок шинников японской компании Bridgestone, направленной на значительное сокращение показателей сопротивляемости качению. В среднем данный показатель удалось снизить сразу на 20%, что положительно

Весна только начала вступать в права, а ведущие мировые шинные компании уже начинают презентации своих последних разработок, предназначенных для эксплуатации в летний период. Ниже представлен краткий обзор наиболее интересных образцов, заслуживающих

Читайте также:  Новый ленд ровер дискавери

Сегодня мировой шинный рынок находится под контролем десятка мировых компаний, названия которых известны любому автомобилисту. При этом в продаже представлена продукция огромного количества брендов, фактически принадлежащих ведущим производителям, и высту

Многие автовладельцы не раз слышали про ламели, которыми производители шин щедро наделяют свои покрышки. Тем не менее, мало кто знает, как они выглядят, каких типов и конструкций бывают, и какие функции на них возложены.

Ламели представляют собой маленькие прорези толщиной с волос, которые есть практически на всех современных легковых шинах. Они являются одним из основных элементов современной зимней шины. Именно ламели помогают протектору цепко держаться на мокрых дорогах, льду и укатанном снегу.

Улучшение сцепных характеристик происходит за счет того, что ламели расширяясь под давлением как губка вбирают в себя оставшуюся воду с поверхности дороги. Помимо прочего, благодаря ламелям, протектор получает дополнительные сцепные грани, которые как маленькие коготки цепляются даже за микроскопические трещинки и неровности при разгоне и торможении.

Как это ни удивительно, но изначально ламели были придуманы не для использования на автомобильных шинах. Их придумал и запатентовал сотрудник мясокомбината Джон Сайпс (John Sipes) в 1923 году, который надрезал подошву своих резиновых сапог, улучшив тем самым сцепление на мокрых и скользких покрытиях многочисленных коридоров. С тех пор по его фамилии ламели на английском языке называют Sipes.

В шинах ламели появились только в середине 60 –х годов. К тому моменту технологи шинных компаний создали зимнюю резиновую смесь достаточной жесткости для того, чтобы блоки протектора можно было снабдить узкими надрезами.

Но инженеры шинных компаний понимавшие, что улучшение тяговых и тормозных характеристик зимних шин напрямую зависит от увеличения количества ламелей, сразу столкнулись с проблемой избыточной подвижности блоков протектора, ведущей к ухудшению управляемости. Именно это стимулировало технологические центры к созданию ламелей, минимизирующих деформацию блоков.

В 70-е годы европейские власти, озаботившись сохранением дорожного покрытия, ввели ограничения на использование шипованных шин. Это увеличило работы над улучшением ламелей.

Специалисты попеременно наделяли свои зимние шины прямыми, Y-образными и косыми ламелями, но тесты шин показали, что одной из самых действенных конструкций того времени стали зигзагообразные ламели, блокирующие блок протектора в горизонтальном направлении. Такая конструкция позволила существенно увеличить количество ламелей в протекторе зимних шин, что улучшило сцепление и управляемость.

Читайте также:  Перекрасить диски в черный цвет

В последствии, каждый производитель патентует свои собственные разработки. Так, компания Pirelli представила ламели в форме кирпичной кладки Interactive Block Sipes, у Kumho появились ламели в форме пчелиных сот HoneyComb, а в арсенале компании Michelin ламели Bi-Directional блокирующие блоки в горизонтальном и вертикальном направлениях.

Сегодня производители автошин шагнули далеко вперед в разработке высокоэффективных ламелей для зимних шин. Протектор зимней шины сложно представить без многочисленных ламелей. Современные шины имеют ламели разных конструкций в разных зонах протектора, в зависимости от необходимости улучшения тех или иных характеристик шины.

Среди наиболее распространенных: разнонаправленные самоблокирующиеся ламели, ламели-насосы, раскрывающиеся по мере износа протектора ламели и даже возбудители ламелей. Все эти названия призваны обеспечить высокий уровень продольной и поперечной устойчивости при движении шины в любом направлении. Простыми словами, ламели, вместе с высокоэластичным составом резиновой смеси и уникальным рисунком протектора, играют ключевую роль в сцепных характеристиках шины.

Эта вторая часть статьи о строении шин и влиянии их параметров на основные ходовые характеристики автомобиля. Вам будет немного удобнее воспринимать информацию если вы ознакомитесь с первой частью статьи, так как некоторые логические цепочки берут в ней свое начало. www.drive2.ru/b/492864884317356387/

2.1 Продольные ламели.

Решить проблему «всплывания» широких шин на мокрой дороге призваны продольные ламели на шине. (Рисунок 4). Для эффективного водоотведения, поперечное сечение ламели должно быть как можно большим. Однако, делать их очень широкими смысла не имеет, так как проще взять тогда более узкую шину, а большая глубина продольных ламелей приведет к тому, что продольные выступы шины будут подламываться в повороте (Рисунок 4. Справа увеличено) и элементы шины будут работать не правильно, что приведет к их разрушению. Поэтому применение продольных ламелей на широких шинах хоть и увеличивает критическую скорость аквапланирования, но это увеличение имеет определенные пределы, а нам же всегда хочется больше. Для дальнейшего улучшения поведения в луже могут быть использованы поперечные ламели диагональной направленности.

2.2 Поперечные ламели.

На рисунке 5 слева схематично показано как отводят воду и снежную кашу из пятна контакта поперечные ламели диагональной направленности. В сумме с продольными ламелями они довольно эффективно решают проблему вывода воды из пятна контакта и подминают критическую скорость аквапланирования до приемлемых значений.
Также, есть поперечные ламели, которые направлены близко к перпендикуляру к шине и при этом могут иметь перегородку (Рисунок 5 слева). Очевидно, что назначение таких ламелей не выводить воду из пятна контакта. Они предназначены для обеспечения сцепления на рыхлом снегу на зимней резине и для сцепления на рыхлых и влажных грунтах на летней резине. Шашечки, образованные продольными и поперечными ламелями вгрызаются в рыхлую часть поверхности, и за счет проникновения на большую глубину внутрь поверхности обеспечивают хоть какое-то сцепление.
И если продольные ламели влияют в основном на характеристики аквапланирования, и немного на поведение машины в повороте, то вот поперечные ламели в своем разнообразии влияют на очень большой спектр параметров движения.

Читайте также:  Kia cerato 4 обзор

Начнем с того, что диагональные ламели, несмотря на значительное улучшение поведения на мокром покрытии очень сильно влияют на акустический комфорт движения. Поясню это на примере суровой шины для сельхозтехники (Рисунок 6). Так как между шашками такого протектора есть промежутки, то соприкосновение с поверхностью происходит дискретным образом из-за чего движение на высоких скоростях на сельхозтехнике сопровождается сильной вибрацией. Похожий эффект возникает и на легковой шине, но так как там расстояние между шашками меньше, то вибрация не возникает, однако, дискретность касаний приводит к появлению сильных шумов от покрышки. Чтобы избавится от этого эффекта на поверхности шины организуют сплошные продольные непрерывные полосы (Рисунок 5 слева, выделено красным), такие полосы обеспечивают непрерывный контакт шины с поверхностью, однако, они перекрывают поперечные ламели, что в случае с диагональной их направленностью не позволяет достичь эффекта водоотведения. Одним из решений этой проблемы является применение ассиметричного рисунка протектора: одна половина шины имеет непрерывный продольный пояс для обеспечения акустического комфорта, вторая имеет диагональные ламели для водоотведения. Однако, на мой взгляд, применение таких шин может привести к появлению в некоторых режимах движения боковой силы, так как кроме асимметричности относительно оси шины также появляется асимметричность относительно оси автомобиля. Но стоит заметить, что несимметричность взаимодействия шин с поверхностью дороги вызванная неоднородностью характеристик дороги в большинстве случает имеет значительно больший эффект на движение автомобиля.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector