Цифровое радио в авто

Цифровое радио в авто

На передней панели штатной магнитолы автомобиля, предназначенного для американского рынка, нередко можно увидеть логотип «Sirius» и «XM Radio». Он означает, что данное устройство может напрямую принимать сигналы спутниковых радиостанций, вещающих на территорию США и Канады. Похожая цифровая система, правда «завязанная» на наземные станции, существует и в Европе. В нашей стране эти технологии пока не применяются.

История спутникового радио

Широкое вещание в АМ—диапазоне (на длинных волнах) началось еще в 20-х годах прошлого века. Тогда же появились и первые публичные радиостанции. Но качество звучания их передач оставляло желать лучшего. Со временем этот формат был практически вытеснен более прогрессивным FM-вещанием (на коротких волнах), которое обеспечивало лучшую защиту от помех и позволяло передавать стереофонический сигнал. Полоса воспроизводимых частот FM-приемника тоже была значительно шире. Однако качество звука все равно заметно недотягивало до стандартов компакт-дисков. Поэтому ввод в эксплуатацию коммерческих станций, передающих цифровой сигнал (ничем не уступающий по звучанию CD), стал одним из самых заметных событий в истории мирового радиовещания.

Первые спутниковые цифровые радиостанции появились в Америке в начале 2001 г. Причем их практически одновременно ввели в действие две соперничающие компании — «Sirius Satellite Radio» и «ХМ Satellite radio». Стандарт вещания у них одинаковый (несмотря на жесткую конкуренцию, об этом два конкурента договорились), а соответственно и приемная аппаратура совместима и в большинстве случаев взаимозаменяема. Купив абонемент (около $10 в месяц), клиенты обеих компаний получают доступ к более чем 100 круглосуточным тематическим каналам, каждый из которых транслирует передачи на определенную тему. Среди них есть музыкальные (отдельно по каждому жанру), новостные информационные, образовательные, развлекательные, а также программы на иностранных языках. И никакой рекламы на каналах (!) — вся прибыль складывается только из абонентской платы слушателей. Разница между «Sirius» и «XM Radio» заключается лишь в дешифровке сигнала и методике его распространения.

«Рок-н-ролл» в космосе

Компания «Sirius» пользуется тремя низколетящими спутниками, орбиты которых рассчитаны таким образом, что два из них постоянно находятся в зоне приема сигнала с территории США. (Кстати, все три спутника были запущены с космодрома Байконур с помощью наших ракет-носителей «Протон».) У «ХМ Radio» спутников два. Один из них называется «ХМ Rock», а второй, разумеется, «ХМ Roll» (а как же еще?). Но они находятся на геостационарной орбите, то есть «висят» над Землей, вращаясь вместе с ней.

И тот, и другой способы не лишены недостатков. «Неподвижные» геостационарные спутники «ХМ Radio» находятся довольно низко над горизонтом, и в ряде случаев городская застройка или рельеф местности могут экранировать сигнал. Поэтому в городах (в основном крупных) устанавливают наземные ретрансляторы. Не удалось полностью обойтись без них и компании «Sirius». Хотя один из ее спутников практически всегда находится в зените (оптимальные условия для приема), равномерность покрытия территории вещания тоже не идеальна. К тому же система работает только при наличии трех передатчиков — обойтись двумя (как конкуренты) и сэкономить на этом не получается. Так что и «Сириус» использует ретрансляторы.

И все равно, когда автомобиль едет по городу, а тем более через туннели, прием может временно прерываться. В этом смысле спутниковое радио мало отличается от привычного вещания в FM-диапазоне. Для решения этой проблемы разработчики снабдили цифровые приемники объемистым буфером. Принимаемые ресивером данные складируются в памяти устройств и только после того, как буфер полностью заполнится, — воспроизводятся. Это позволяет во-первых, избежать провалов в звучании, когда приемник временно теряет связь со спутником, а во-вторых, реализовать такие привычные функции компакт-диска или mp3 (недоступные для простого радио), как пауза или повтор прозвучавшего фрагмента.

«ХМ» или «Sirius»

Цифровое спутниковое вещание создавалось, прежде всего, в расчете на автомобилистов. В продаже встречаются и «домашние» приемники, но большинство подобных устройств рассчитано на использование в машине. Для приема спутникового радио в движении необходимы цифровой ресивер, который может входить в состав магнитолы, дешифратор (его код слушатель получает после внесения абонентской платы) и антенна. Такую аппаратуру выпускают практически все известные мировые производители. Но некоторые из них (например, «Blaupunkt», «Clarion», «JVC», «Kenwood» и «Panasonic») поддерживают «Sirius», а другие («Alpine» «Pioneer» и «Sony») ставят на своих изделиях логотип «ХМ». На некоторых головных устройствах написано «Sirius ready» или «ХМ ready» — это значит что спутникового цифрового приемника в них нет, но предусмотрен специальный вход для подключения внешнего ресивера, который приобретается отдельно. Такие магнитолы частенько встречаются в России. Но покупать их нет никакого смысла. Скорее наоборот — символ спутниковой радиостанции на лицевой панели красноречиво свидетельствует о том, что этот аппарат не сертифицирован для применения в нашей стране.

Автопроизводители тоже оказались не единодушны в своих предпочтениях. Приемниками «Sirius» серийно оборудуются модели (напомним — предназначенные для рынков США и Канады) «Aston Martin», BMW (и «Mini»), «Chrysler», «Ford», «Jaguar», «Mazda», «Mitsubishi», «Nissan», «Porsche», «Toyota», «Volkswagen» и «Volvo».

А на автомобили «Honda» и «Acura», равно как и «General Motors», устанавливается аппаратура с логотипом «ХМ Radio». Хотя, повторим, устройства двух конкурирующих фирм чаще всего взаимозаменяемы…

Европейский формат

Аналогичная система цифрового вещания, действующая в Старом Свете, называется «DAB Radio» (Digital Audio Broadcasting), обходится без спутников — сигнал идет с наземных вещательных станций через ретрансляторы. Она тоже предлагает множество тематических каналов с цифровым качеством звучания. Но в отличие от Америки европейские слушатели получат их даром — абонентная плата не взимается. Зато насыщенность передач рекламой —примерно такая же, как в традиционном FM—диапазоне: в среднем 18 минут в течение часа.

Инициатором европейского цифрового вещания стала британская корпорация ВВС, потому и появилось «DAB Radio» сначала в Англии, а уж затем вещание распространилось на другие страны. Сегодня цифровые радиопередачи можно принимать в Бельгии, Финляндии, Дании, Франции, Германии, Италии, Норвегии, Швеции, Швейцарии и некоторых других странах (в том числе в Китае, Индии и Австралии). Россия пока, к сожалению, не входит в их число. На нашей территории таких радиостанций еще нет. Ближайший к нам DAB-передатчик (в принципе его можно слушать в приграничных районах Калининградской области) находится в литовской столице — Вильнюсе.

Читайте также:  Крышка бензобака своими руками

Аппаратуру, предназначенную для приема «DAB Radio», выпускают «Alpine», «Blaupunkt», «Clarion», «Grundig», «JVC», «Kenwood»», «Pioneer», «Siemens» и «VDO» (торговая марка, принадлежащая «Philips»). Из европейских автопроизводителей цифровые приемники на конвейере устанавливают «Opel» (и его английское подразделение «Vauxhall», «Audi» (на модели «А6» и «А8»), «Ford» и даже «Lotus» и «TVR». Встречается такое оборудование и на некоторых моделях «Mitsubishi», предназначенных для продажи в Европе (например, на внедорожниках «Pajero» и пикапах «L200»).

Таким образом, цифровое радиовещание получило широкое распространение по всему миру.

У вас нет цифрового радио в вашем автомобиле? Ознакомьтесь с нашим удобным руководством, чтобы узнать, какие варианты доступны вам для цифрового переключения.

В какой-то момент в будущем правительство прекратит использовать FM-радио для передачи национальных радиостанций, хотя вполне вероятно, что FM по-прежнему будет использоваться для местных и местных радиостанций.

В результате, если в вашем автомобиле есть более раннее радио FM или AM, у вас есть четыре основных варианта, если вы хотите слушать ваши любимые национальные радиостанции. И вы также получите множество новых цифровых станций.

1. Адаптеры автомобильного радиоприемника

Адаптеры DAB с поддержкой Plug-in-and-play — это самый популярный способ получить радио DAB в автомобиле, так как они не требуют серьезных изменений в вашем автомобиле. Все, что вам нужно сделать, это подключить их к электросети, зафиксировать блок управления, прикрепить антенну к лобовому стеклу и аккуратно зафиксировать любые провода на месте.

Мы попробовали три популярные модели, чтобы посмотреть, какие из них стоят ваших денег.

Популярные автомобильные радиоадаптеры DAB

Первый автомобильный радиоадаптер DAB — лучшее, что у нас есть. Это звучит фантастически. Конструкция хороша также, с поворотной ручкой на передней панели, что делает ее очень простой в использовании. Блок управления питается от батареи, избегая лишних беспорядочных проводов, но вам понадобятся запасные батареи. Он имеет функцию громкой связи, которая работает надежно. Существует немного более дешевая модель этого радиоадаптера DAB, если вы не заинтересованы в вызывающей функции.

Второй — Этот базовый недорогой автомобильный адаптер DAB-радио может хранить 20 предустановок для ваших любимых радиостанций. Существует два способа подключения. Если в вашем автомобиле имеется вспомогательная розетка, это рекомендуется для лучшего звучания. Другой вариант преобразует сигнал DAB в FM для радиоприемника вашего автомобиля. Этот контроллер адаптера автомобиля DAB приятный и компактный, но кнопки немного трудно нажимать. Вы также можете воспроизводить аудио с таких устройств, как MP3-плеер, через aux.

И третий — Этот дешевый автомобильный адаптер DAB для радиоприемника удобно подключается к розетке 12V вашего автомобиля, поэтому его не может быть проще установить — хотя вам все равно придется поместить антенный провод в положение на стороне вашего автомобиля. Он надежно встроен, кнопки легко нажимаются, а также имеет прекрасный большой ЖК-экран. Однако мы не были впечатлены качеством сигнала или звука с этого радиоприемника, и вы также не можете сохранить какие-либо пресеты — этого избежать.

Хотя устройства с подключаемым модулем и, возможно, являются самым простым способом получить цифровое радио, они могут сделать интерьер автомобиля уродливым, с большим количеством видимых проводов. Они могут быть полезны, если вы ищете недорогой способ модернизации более чем одного транспортного средства, поскольку относительно легко перемещать их с одного автомобиля на другой. Они обычно подключаются к розетке 12V вашего автомобиля или прикуривателя для питания, а хорошие обычно стоят £ 60-100.

Устройства Plug-in-and-play получают радиосигнал DAB через свои антенны и преобразуют сигнал в FM, который может затем получить ваше существующее автомобильное радио (или он может получить сигнал через 3,5-мм гнездо линейного входа, если он имеется).

Обычно существуют два типа:

Ветровое стекло или приборная панель

Они фиксируются на вашем ветровом стекле или приборной панели. Они могут быть сложными для установки, поскольку у них длинный провод антенны, который вы поднимаете на приборную панель, и другой кабель, который тянется к гнезду прикуривателя вашего автомобиля для питания. Примеры включают Pure Highway 400 и Pure Highway 600. Оба дают вам возможность подключения к Bluetooth, а у последнего также есть возможность подключения hands-free к вашему смартфону.

Прикуриватель / розетка смонтирована

Эти штепсельные вилки непосредственно подключаются к розетке вашего автомобиля, а также имеют антенный провод, который необходимо переходить на верхнюю часть приборной панели вашего автомобиля. Их легче настроить, но их труднее использовать во время вождения. Оба типа будут отвлекаться от внешнего вида вашего автомобиля, и могут заставить его выглядеть загроможденным.

2. Набор для цифрового радио преобразования

Этот подход использует ту же технологию, что и плагин-и-play, преобразовывая цифровой сигнал в FM. Однако они выглядят намного лучше, только видимая новая антенна. Однако они сложны в установке и должны быть введены обученным специалистом, что увеличивает стоимость.

Если они установлены правильно, ваш интерьер автомобиля останется неизменным, и у них будут гораздо лучшие антенны, поэтому вы получите гораздо более стабильный радиосигнал.

Опять же, существует два разных типа:

Полностью интегрированный

При таком типе единственное видимое изменение вашего автомобиля будет новой антенной. Информация о радиостанции DAB отображается на вашем существующем дисплее автомобиля, и вы управляете радио через существующие кнопки или кнопки рулевого колеса. По этой причине они подходят только для автомобилей с рулевым колесом, которые можно адаптировать.

Вы можете рассчитывать заплатить около 250-300 фунтов стерлингов за полностью интегрированное решение для цифрового радио, которое будет установлено — полуинтегрированные решения дешевле и более гибки для других типов автомобилей. Вы также можете найти с полностью интегрированными наборами конвертов, что метки для кнопок на вашей панели или рулевом колесе не соответствуют логически с помощью радиоуправления, поскольку они никогда не были предназначены для использования таким образом.

Читайте также:  Замена масла в акпп фольксваген шаран

Полуинтегрированными

С этим типом вы получаете точно такое же решение, как и полностью интегрированное, за исключением того, что вы не контролируете радио через существующие элементы управления вашего автомобиля. Вместо этого вам предоставляется беспроводной пульт для управления радио. Хорошие комплекты будут включать в себя пульт дистанционного управления, который не нужно указывать на блок управления. Это решение будет работать на любом автомобиле, а установка будет дешевле, чем с полностью интегрированным типом.

Ожидайте заплатить около 200-300 фунтов стерлингов. Поскольку выделенный пульт предназначен для использования в радио, он часто дает лучший пользовательский интерфейс, чем полностью интегрированный комплект.

3. Сменный радиоприемник

Это, как правило, невозможно при использовании более современных автомобилей. Но если у вас есть автомобиль значительно более старший 10 лет, можно было бы относительно легко вынуть существующее радио и заменить его новым, с широким диапазоном от таких брендов, как Alpine, JVC, Kenwood, Panasonic, Pioneer и Sony.

На более новой машине, вам может потребоваться множество дополнительных деталей, чтобы эти новые радиоприемники вписывались в ваш автомобиль, добавляя множество дополнительных скрытых затрат. Также может быть сложно поддерживать приятный внешний вид вашего автомобиля.

4. Используйте свой смартфон

Вы можете использовать приложения на своем смартфоне, такие как TuneIn Radio, для прослушивания DAB и интернет-радиостанции. Вы можете подключить свой телефон через дополнительный аудиовход, если он есть, или через отдельный автомобильный комплект Bluetooth.

Остерегайтесь, что это может быть очень дорогостоящим решением, поскольку необходимо учесть стоимость трафика. При прослушивании радио в течение одного часа каждый будний день в течение месяца будет использоваться около 1 ГБ мобильных данных.

Это может быть хорошим способом опробовать цифровое радио, если вы не уверены, прежде чем перейти к выделенной опции.

Покупка цифрового радио

Посмотрите на “цифровую галочку”, приведенную ниже, чтобы убедиться, что вы покупаете готовое к использованию цифровое автомобильное радио. Значок галочки показывает, что радиоприемник способен принимать не только DAB, но и расширенный диапазон радиостанций DAB +, но также FM-радио, поэтому вы можете быть уверены, что не потеряете никаких станций. Все станции AM должны быть преобразованы в цифровые или FM-каналы.

Редкая автомобильная технология с годами не эволюционировала в сравнении с изначальным вариантом до полной неузнаваемости. Однако есть и такие давно привычные вещи, которые практически не претерпели изменений. Например, радиоприемник в автомобиле. Впрочем, если изменений нет у нас с вами, это не значит, что их нет в остальном мире. Давайте узнаем, что такое DAB-радио, HD-радио, Sirius XM, и как это работает.

Эволюция радио

С читается, что первый автомобильный радиоприемник появился в 1930 году. Им стал Motorola 5T71 американской компании Galvin Manufacturing Corporation, будущей Motorola. Сегодня на дворе 2018-й, а значит, аналоговое радио звучит в наших автомобилях практически в неизменном виде уже… 88 лет! Редкостный пример долгожительства и консерватизма, надо заметить.

Да, радио в машине с годами приобрело информативный дисплей, автоматическую настройку и память, в его сигнал «вплетена» полезная информация в формате RDS, но в целом оно фактически осталось таким же, как и на заре автомобилизации – принимающим старый добрый аналоговый сигнал. Впрочем, аналоговое радио постепенно уступает позиции цифровому: все больше стран планируют отказ от вещания в «аналоге» и переходят на «цифру».

Главное преимущество цифровых стандартов – гораздо большая плотность станций. Сейчас в «аналоге» сетка частот такова, что промежутки между станциями FM-диапазона 87,5 — 108 МГц составляют не менее 400 килогерц. С такой сеткой в диапазоне помещается около полусотни станций, и пустых участков нет потому, что любой редкий случай выставления высвободившейся частоты на конкурс, скажем, в московском регионе, вызывает нешуточный ажиотаж среди медиакомпаний. Если вещание перевести на цифровой стандарт, количество свободных частот увеличится раз в двадцать. А значит, получить место для вещания будет легче. Может, даже вырастет количество интересных узкоформатных станций, среди которых каждый найдет что-то по душе.

Как это работает?

В Европе в качестве цифрового стандарта принят DAB — Digital Audio Broadcasting. Сегодня он уже существует в версии DAB+, но мы для простоты будем называть его просто DAB.

Исторически сложилось, что DAB-вещание обосновалось в диапазоне частот 175-239 МГц. Этот участок разбит на фиксированные каналы, в каждом из которых может работать полтора-два десятка станций, не мешая друг другу. Для того чтобы «ловить» цифровое радио, нужен соответствующий приемник, в котором имеется DAB-тюнер. Сегодня в ассортименте большинства известных брендов есть автомобильные головные устройства, имеющие в своем составе как аналоговый тюнер для участка 87,5 — 108 МГц, так и цифровой, для участка 175 — 239 МГц.

Антенна для DAB может представлять собой небольшую коробочку, наклеиваемую в угол лобового стекла автомобиля.

Если головное устройство в машине не умеет принимать DAB, а менять его не предполагается, можно приобрести отдельный DAB-приемник, выполненный в виде штекера в прикуриватель. Он тоже потребует выведения отдельной приемной антенны, а с автомобильной аудиосистемой соединяется либо через ее линейный вход, либо через вход AUX, либо через встроенный в DAB-приемник аналоговый FM-трансмиттер.

Количество и качество

Главный плюс DAB – расширение частотного ресурса и появление большого количества узкосегментированных радиостанций. Скажем, радио для любителей собак, разговоров исключительно о политике, любителей рыбной ловли или фанатов «Локомотива».

Главных минусов – два. Во-первых, это, конечно же, необходимость покупать новую автомагнитолу. А во-вторых, как ни парадоксально – отсутствие сколь-либо заметных улучшений в качестве звучания. Реальность такова, что цифровое радио DAB на одной и той же акустической системе звучит ничуть не лучше аналогового…

Читайте также:  Что нужно сделать чтобы не потели стёкла

И увеличение радиуса вещания «цифра» тоже не дает. Скорее, наоборот: при выходе из зоны устойчивого вещания, когда вы, к примеру, выезжаете за город, аналоговая станция достаточно долго продолжает звучать, потом появляются легкий шум и помехи, затем они нарастают и, наконец, музыка или голос полностью тонут в шумах. А DAB-станция уже на границе легких помех пропадает разом. Особенно неприятен этот эффект в плотной высотной городской застройке, где встречаются «пробелы» DAB-покрытия. Там, где «аналог» просто временно ухудшает качество, «цифра» начинает «проглатывать» куски. Иногда не спасает даже буферизация цифрового потока в приемнике, рассчитанная как раз на такие случаи.

DAB-вещание в мире и в России

Цифровое радиовещание появилось более двух десятков лет назад, но единого стандарта цифрового радиовещания в мировом масштабе нет. В США местный цифровой формат под названием HD-radio не совместим с европейским DAB: там применено гибридное вещание одновременно «цифры» и «аналога» на традиционных «аналоговых» частотах. Китайский CDR (China DigitalRadio) с европейским цифровым радио тоже несовместим.

Но и внутри самой Европы нет единства. Правда, не в стандартах, а в подходе к концепции. Единственной страной, целиком перешедшей на DAB и полностью прекратившей вещание в аналоговом формате, в конце 2017 года стала Норвегия. Близка к тому и Великобритания. Наряду с аналоговыми, DAB-радиостанции работают в Италии, Германии, Франции, Австрии, Бельгии, Греции, Швеции, Нидерландах и еще ряде стран, и до полного вытеснения «аналога» там весьма далеко. В то же время около половины европейских стран находятся в положении глубоко раздумывающих о введении DAB. К примеру, буквально в прошлом году «цифра» появилась в эфире Чехии, но зато Латвия, два года тестировавшая цифровое радиовещание, от DAB отказалась, сочтя его нецелесообразным.

В России DAB-вещание не ведется. У Минкомсвязи есть к нему интерес, и не раз анонсировалось введение «цифры» в будущем, но пока никаких реальных подвижек нет.

Вернее, почти нет. Несколько лет назад в Москве проводилось пробное тестовое вещание с размещением передатчиков на Останкинской башне, к тому же существует отечественный собственный стандарт РАВИС. Правда, тоже несовместимый с DAB.

Почему внедрение «цифры» в нашей стране идёт, мягко выражаясь, вяло? Во-первых, из-за опасений невостребованности DAB среди вещателей. Все радиостанции живут за счет рекламы, а общего бюджета всего рекламного рынка России просто не хватит на возросшее в несколько раз количество станций. Ну и, как минимум, нужно дождаться ухода в «цифру» телевидения, потому что сейчас DAB-диапазон у нас занят аналоговым телевещанием: на этих частотах сидят каналы НТВ, Россия-1 и Матч.

Радио через спутник

Говоря об эволюции радио, нельзя не упомянуть это отдельное и особое направление радиовещания, также ориентированное в основном на автомобилистов. Принципиальным и важнейшим его отличием от наземного радиовещания (что аналогового, что цифрового) является огромный радиус охвата. Если наземное радио работает в радиусе 50-80 километров от передающей антенны, то спутниковое работает везде. Неудивительно, что появилось оно именно в США с их развитой автоиндустрией, массовыми дальними грузоперевозками и популярным среди населения автомобильным туризмом. Можно ехать десятки и сотни километров от города к городу, пересекать границы штатов – и везде любимая радиостанция будет с тобой!

Спутниковое радио до сих пор остается фирменной американской фишкой. В начале 90-х годов появились две компании спутникового вещания — Sirius и XMRadio, а в 2008 году они объединились под общим названием SiriusXM. Вещание ведется на частотах 2332,5 — 2345,0 МГц с четырех спутников и через сети дополнительных земных ретрансляторов на территории США, Канады и в 300-километровой морской зоне вдоль побережья. На других континентах и в иных странах SiriusXM не ловится. Однако известны случаи приема даже в России, когда подержанные грузовики из США, в которых был установлен приемник и чудом сохранилась оплаченная подписка, попадали в районы Чукотки и Камчатки, где захватывали край зоны вещания. Впрочем, это исключение, а не правило.

Работает SiriusXM по платным тарифам. Обычно при покупке нового автомобиля или приемника предоставляется тестовый период в 2-3 месяца, а затем требуется оплата от $11 в месяц за базовый пакет из 80 станций и дороже.

Как принимать?

Автомобили, производимые в США и для США, зачастую уже обладают встроенными тюнерами SiriusXM. В них для перехода в режим приема со спутника служит кнопочка «satellite radio». В этом случае спутниковое радио изначально интегрировано в аудиосистему и установлена антенна.

Для тех авто, где штатного тюнера с SiriusXM нет, доступны «комплекты дооснащения» по цене $50-70 – небольшие приемнички с выносной антенной и дисплеем, выглядящие как GPS-навигаторы. Такие гаджеты устанавливаются на торпедо или центральную консоль, а со штатной аудиосистемой соединяются проводом через вход AUX.

Что звучит?

Сегодня в сетке вещания SiriusXM работает 150 станций. Среди них есть каналы, которые ведут «тамошние» медийные знаменитости – Опра Уинфри, Говард Стерн, известные стендап-комики. На радиостанциях SiriusXM многие музыканты и группы дают живые концерты, которые впоследствии выходят отдельными дисками. Целый сегмент специализированных станций посвящен популярным спортивным состязаниям и околоспортивной жизни в своей сфере. Это гонки NASCAR, игры NBA и NHL, гольф-турниры серии PGA Tour и тому подобное. В спортивном вещании как нигде важна непрерывность звучания вне зависимости от маршрута и его продолжительности, поэтому трансляции спортивных событий по SiriusXM – любимое развлечение американских дальнобойщиков, коммивояжеров и прочей публики, проводящей дни и ночи за баранкой.

А вот в нашей космической стране спутниковое радиовещание – еще большая фантастика, чем цифровое DAB… Если с последним что-то рано или поздно решится, то инвестировать в спутники в расчете на сбор абонентской платы со слушателей никто никогда не рискнет. Ну а про какую-то госпрограмму в этой области говорить и вовсе не приходится…

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector