Датчик аварийного уровня топлива

Датчик аварийного уровня топлива

Toyota Corona 4S-FE ST-190 93 г.

Датчик уровня топлива работал и исправно загоралась лампочка, сигнализирующая минимальный остаток уровня топлива, примерно 5 литров. Потом (когда машине исполнилось 10 лет) лампочка стала себя вести непонятно. Загоралась при достаточном уровне топлива (примерно половина бака), при резком ускорении, а вскоре и совсем перестала загораться. Долго руки не доходили до поиска неисправности, так как неработающая лампочка не мешала эксплуатации автомобиля. И вскоре я привык, что она не загорается.

В интернете появлялась информация о том, что причина неисправности находится в датчике уровня топлива, точнее в неисправном терморезисторе. Рядом с бензонасосом параллельно установлен датчик уровня топлива со шкалой и поплавком, чуть ниже шкалы находится колба. В ней находится терморезистор, "отвечающий" за загорание сигнализирующей лампы.

В данном случае при нахождении топлива в колбе (колба имеет отверстия снизу и сверху) сопротивление терморезистора повышенное, так как отвод тепла осуществляет топливо. Из-за повышенного сопротивления в цепи нет постоянного тока, который "помогает" загораться сигнализирующей лампе. Если же топлива мало в колбе или его нет, то теплоотдача отсутствует, сопротивление "падает". Ток протекает, загорается лампа.

Терморезисторы имеют 2 вида ТКС (температурный коэффициент сопротивления).
ТКС "-" отрицательный, при повышении температуры токопроводящего слоя терморезистора, сопротивление падает.
ТКС "+" положительный, при повышении температуры токопроводящего слоя терморезистора, сопротивление увеличивается.

Значит нам требуется для замены терморезистор с ТКС "-" отрицательный (для подбора терморезистора). Но с каким сопротивлением. В разных источниках была разная информация по сопротивлению и типу терморезистора. Где-nj указывалось на 200-300 Ом, а где-то на 1.5 кОм.

Я начал поиски в магазинах, сначала нашел вот такие терморезисторы, но потом мне подсказали, что они не войдут в колбу.

Далее путем подбора по размеру и типу, я нашел только ММТ 1.5 кОм.

В общем я остановился на 1.5 кОм, так как с меньшим сопротивлением терморезистора я не нашел.

Вот инструмент, который понадобится. Отвертка крестовая, два ключа на 14 и 19, пассатижы.

А также далее тестер, паяльник, плоскогубцы и нож.

Для доступа к бензонасосу необходимо снять заднее сиденье. Резко дернуть один край сиденья, а потом и второй. Я его снял быстро. На каждой стороне есть по 2 защелки.

Обнаружил не используемый ремень. И, прочитав на нем этикетку, узнал о дате выпуска этого ремня. А соответственно и год выпуска автомобиля, по "фрэйму" у меня октябрь 1992 года. Так в Японии год выпуска автомобиля начинается с даты продажи авто, у меня в ПТС 1993.

Вид на крышку, под которой находится доступ к бензонасосу.

Откручиваем отверткой пять саморезов.

После снятия крышки получаем доступ к бензонасосу. Видно, что крышка бензонасоса грязная, в песке, и местами есть ржавчина, так как это место незащищенное.

Перед откручиванием крышки бензонасоса и его элементов необходимо открыть заливную крышку бензобака. Запаситесь ветошью, с трубок сольется немного топлива. И перед снятием крышки очистите места пыли и грязи, как на самой крышке так и вокруг нее.

Разъем на крышке бензонасоса я не стал снимать, так как он плохо поддавался снятию. Отсоединил разъем, который находится у заднего сиденья.

Большие усилия пришлось приложить на откручивание трубки, идущей к бензонасосу.

"Обратка" снялась легко. Далее открутил 8 болтов и аккуратно снял крышку бензонасоса.

Видны следы коррозии у крышки бензобака.

Внутри бака вот такие пластмассовые плоскости.

На дне бака, около места расположения бензонасоса и его фильтра мною не было обнаружено грязи.

Закрываем на время работ отверстие крышки бензонасоса. Чтобы исключить испарение бензина. Я применил папку-файл, придавив ее тяжелым предметом.

А вот и виден асфальт, и стало ясно откуда берется песок и пыль.

На следующем этапе я занялся снятием датчика уровня топлива от бензонасоса и обратил внимание на пятно грязи фильтра, возле всасывающего патрубка, сверху и снизу.

Откручиваем датчик уровня топлива от бензонасоса.

Вот эта колба, в которой требуется заменить терморезистор. Видна шкала уровня топлива, имеющая несколько "насечек" для каждого положения поплавка, определяющие значения для уровня топлива на приборной панели. Я думаю, что здесь "таится" причина "зависания" стрелки топлива на приборной доске, когда в одном из положений долго держится стрелка.

Читайте также:  Гарантия на автомобильный аккумулятор

Снимаем пластинку, закрывающую верхнюю часть колбы.

Видны остатки старого терморезистора, не понятного производителя и также неизвестного сопротивления.

Остатки старого терморезистора в колбе.

Выпаиваем концы старого терморезистора из колбы и из крышки. У меня при отпайке сломалась трубочка, в которую впаивалась верхняя ножка терморезистора.

Далее подбираем терморезистор, чтобы он установился по середине колбы.

Сравнение нового терморезистора с остатками старого. Видно, что ножки у "нового" отечественного терморезистора гораздо крупнее чем у японского.

Затем я сделал замер сопротивления терморезистора при комнатной температуре.

И при нагреве терморезистора паяльником. Видно, что сопротивление падает, значит ТКС "-", что нам и требуется.

Впаиваем ножку терморезистора, при этом его нужно установить по середине колбы, не касаясь стенок колбы корпусом терморезистора.

Припаиваем верхнюю ножку терморезистора. Я убрал маленькую трубочку, так она отломалась.

Заодно я почистил сеточку фильтра бензонасоса. Первоначальный вид ее был такой: с разных сторон одинаковые черные пятна.

Вид после чистки.

Пока я занимался заменой терморезистора, сеточка высохла, кисточкой снял остатки грязи.

Бензонасос в сборе.

Устанавливаем на место.

Подключаем трубку бензонасоса и "обратку". Подключаем разъем.

Датчики в автомобиле обеспечивают контроль за работой систем его составных частей – силовой установки, трансмиссии и т. д. Часть из них напрямую влияют на функционирование мотора (датчик положения коленвала, датчик массового расхода воздуха и т. д.), и при их поломке двигатель начинает работать с перебоями. Но есть и такие, которые не оказывают особого влияния на работу автомобиля, но без них эксплуатация машины имела бы некоторые затруднения. Одним из таких является датчик уровня топлива (ДУТ).

Назначение и типы датчика уровня топлива

Общий принцип работы датчиков замера топлива

Данный элемент обеспечивает определение остаточного количества топлива в баке и передачу показаний на индикатор, установленный на приборной панели. Поэтому водитель во время движения может отследить остаток бензина или дизтоплива и своевременно его восполнить. Неисправности этого датчика может закончиться остановкой в самый неподходящий момент из-за пустого бака и походом к ближайшей заправке с канистрой.

Устанавливается датчик непосредственно в топливном баке. Он может быть как полностью отдельным элементом, так и быть объединенным с топливозаборником (карбюраторные авто), или же входить в состав блока подачи топлива (инжекторные модели).

Наибольшее распространение получили контактные датчики, созданные на основе потенциометра, их работа их основана на изменении сопротивления.

На авто применяются два типа датчика уровня топлива

Каждый из них имеет свои особенности конструкции, достоинства и недостатки.

Датчик рычажного типа

Рычажный датчик уровня состоит из потенциометра, поплавка и рычага, связывающего их. В свою очередь потенциометр состоит из двух секторов, на один из которых нанесены пластинки резистивного материала и бегунка, контактирующего с сектором, а также соединенного с рычагом. Второй конец его соединен с поплавком.

Работает данная конструкция достаточно просто: поплавок, сделанный в виде полого герметичного элемента (из металла или пластика) всегда находится на поверхности топлива. По мере расхода бензина он опускается, при этом посредством рычага он перемещает бегунок потенциометра. Он контактирует с секторами к которым подсоединены провода, идущие к индикатору топлива. За счет изменения количества пластин, которые подключены в электрическую цепь потенциометра, меняется и сопротивление.

То есть, при заполненном баке, бегунок находится в крайнем положении, поэтому электрический ток проходит по кратчайшему пути в потенциометре, на пластинчатом секторе через самую крайнюю пластину. Из-за этого сопротивление самое низкое (порядка 7 Ом). По мере расхода бензина бегунок перемещается и подключает в цепь все больше резистивных пластин, что повышает сопротивление (при половине бака данный параметр составляет 120-130 Ом). При пустом же баке задействован уже весь пластинчатый сектор, обеспечивая максимальное сопротивление в цепи (320-340 Ом). Отметим, что параметры сопротивления указаны приблизительно, поскольку разные модели датчика уровня топлива имеют свои конкретные параметры.

К положительным качествам рычажного типа датчика относится очень простая конструкция, что обеспечивает надежность, а также небольшая стоимость. Но есть у него и недостатки – контактные пары со временем изнашиваются, а также данный ДУТ имеет погрешность в показаниях, особенно это касается у авто с аналоговыми индикаторами топлива.

Применяется он повсеместно как на отечественных авто (ВАЗ всех моделей, ГАЗ, КамАЗ), так и на зарубежных — Toyota, Volkswagen и т. д.

Читайте также:  Бензонасос ауди 80 б3 карбюратор

Датчик трубчатого типа

Датчик трубчатого типа несколько отличается по конструкции. У него нет в конструкции потенциометра как такового, но задействован принцип его работы.

Состоит он из защитной трубки, внутри которой располагаются направляющая стойка, с перемещающимся по ней поплавком, а также закольцованный провод сопротивления, подсоединенный к проводам, идущим на индикатор. Внутри поплавка установлены контактные кольца, постоянно контактирующие с проводом, обеспечивая еще одно кольцевание провода сопротивления по которому и движется электрический ток.

Устройство ДУТ трубчатого типа

Работает данный тип датчика так: через отверстие внизу в защитную трубку заходит топливо, на поверхности которого и плавает поплавок. За счет перемещения поплавка в зависимости от количества топлива и происходит изменение сопротивление.

То есть, при заполненном баке поплавок находится вверху защитной трубки. При этом электрический ток движется по короткому пути, поскольку задействован лишь малый отрезок провода сопротивления. По мере потребления топлива, поплавок опускается, и длина провода увеличивается, что и обеспечивает увеличение сопротивления в цепи.

Видео: Проверка и ремонт датчика уровня топлива

Ещё кое-что полезное для Вас:

Достоинством данного типа ДУТ является более точное измерение, поскольку он не восприимчив к колебаниям топлива при разных положения авто. Достигается это благодаря наличию защитной трубки. Но применяется он далеко не на всех машинах из-за того, что далеко не всегда геометрия бака дает возможность его установить. Это и является главным недостатком трубчатого датчика. Поэтому большее распространение получил рычажный тип.

Что же касается авто, то такой тип встречается очень редко, но все же они используются. К примеру трубчатый датчик устанавливается на микроавтобус Mercedes-Benz T1.

При этом у обоих этих типов имеется еще один общий недостаток. Их невозможно использовать с альтернативными видами топлива (этанол, биодизель и т. д.) Для такого топлива используются бесконтактные магнитные датчики.

Почему не работает датчик уровня топлива

Несмотря на простоту конструкции, датчики уровня топлива нередко выходят из строя, что приводит к неправильным показаниям или вообще он может не срабатывать.

Возможные неисправности ДУТ можно поделить на электрические и механические.

Что касается неисправностей электроцепи, то здесь все просто: проблемы часто возникают из-за окисления контактов, перегорания предохранителя, повреждения проводки.

А вот механических неисправностей больше:

  1. износ секторов потенциометра;
  2. изгиб рычага;
  3. нарушение герметичности поплавка.

При таких неисправностях индикатор уровня топлива может не работать или работать с перебоями – стрелка дергается, все время указывает на «пустой» бак и т. д.

Видео: Ремонт датчика уровня топлива

Чаще же всего проблемы создает износ секторов. Происходит это из-за контакта с бегунком, который постоянно перемещается по ним. В случае, когда износ небольшой и имеется только тонкая затертая полоса, устранить неисправность можно путем подгибания бегунка, из-за чего он начинает контактировать с неизношенной поверхностью секторов. Но это не поможет, если полоса стертости широкая. Здесь уже придется полностью менять датчик.

Изгиб рычага обычно случается, когда производилось извлечение датчика и последующая его неаккуратная установка. Следствием этого становиться некорректное показание уровня, причем значительное.

Пробой поплавка приводит к попаданию топлива внутрь, из-за чего он уже не будет постоянно находиться на поверхности. По мере увеличения внутри горючего, он начнет погружаться, что приводит к неправильным показаниям количества топлива.

Если проблемы с работой ДУТ не связаны с электрической составляющей, а механической, то восстановление работоспособности зачастую выполняется путем полной замены датчика, поскольку стоит он немного и большинство просто не заморачиваются с ремонтом.

Важным условием при замене является правильный подбор датчика. На разных авто данный элемент обладает своими рабочими параметрами, в частности – сопротивлением при разных положениях бегунка.

Выбирать надо тот датчик, который полностью соответствует параметрам цепи, заявленным в тех. документации к авто.

Неисправность датчика уровня топлива

Фотоматериалы любезно предоставлены Andres Palm (более известным на конференции TOYOTA, как Style).

Считаю необходимым напомнить, что при различных манипуляциях с узлами топливной системы двигателя необходимо соблюдать особые меры предосторожности.

1.Естественно, не курить.

2.При использовании дополнительного осветительного оборудования, обеспечить надежность контактов в электрической цепи осветителя.

3. Исключить возможность попадания топлива на осветительную аппаратуру и неостывшие узлы автомобиля.

Читайте также:  Заправки на трассе м4

4. Снять крышку топливного бака для стравливания возможного давления в баке.

5. При откручивании резьбовых сочленений топливной системы подкладывать тряпку для впитывания остатков топлива, которые могут пролиться после отсоединения фрагментов топливной магистрали.

6. Проверить наличие "первичных средств тушения".

Для считающих описанные меры излишними, поделюсь личными впечатлениями о том, что тушить загоревшуюся машину – "штучка для знатоков. ". Особенно когда к исходу 2. 3 минуты с момента возгорания, начинаешь понимать, что отсчет времени идет уже на секунды, но продолжать тушить надо! Личный опыт свидетельствует, что углекислотный огнетушитель не самое плохое достижение техники. Но это другая история.

Вернемся к теме этой заметки. Достаточно частым явлением в автомобиле является ситуация, при которой необходимо проверить состояние датчика уровня топлива, аварийного указателя уровня, топливного насоса или установленного перед ним первичного фильтра.

На некоторых автомобилях для этого необходимо снимать топливный бак, т.к. через люк под сидением задних пассажиров есть доступ только к датчику уровня, но не к "окну", через который можно вынуть насос. Поэтому для автомобилей с другим типов кузова или других производителей описанные процедуры и комментарии принципиально не отличаются.

К счастью, на Toyota Corolla AE101 ’94 Left Hand Drive (LHD) доступ к датчику и насосу возможен через крышку бака, доступ к которой становиться возможным после снятия сидений и демонтажа крышки люка в кузове.

Рассоедините электрический разъем. Обратите внимание, что через крышку топливного бака в систему поступает закачиваемое насосом топливо, и его излишки (через магистраль "обратки" и после клапана-регулятора давления) возвращаются в бак.

После откручивания расположенных по периметру винтов, аккуратно снимите крышку и вынимайте её вместе с укрепленным на ней насосом и арматурой указателя топлива. При откручивании винтов постарайтесь не "зализать" шлицы, т.е. крестообразные пазы в торце и обратите внимание, что к этой арматуре на оттянутой штанге прикреплен достаточно подвижный поплавок. Кстати, его негерметичность может быть одной из причин изменения линейности, т.е. ухудшения точности указателя уровня.

Относительно трудоемким процессом является откручивание накидной гайки сочленения штуцера топливного бака с топливной магистралью. Главное требование – это постараться не "слизать" шестигранник и не деформировать штуцеры.

Что предстает нашему взгляду?

Топливный насос высокого давления с электрическим приводом, который должен создавать давление до 6 кг/см.кв., но если он подустал и "давит" только 3.5-4, то как говорится, "ездить можно". Давление в топливной системе = 2,5. 3.

Первичный топливный фильтр, который защищает насос от механических примесей попадающих в бак при заправке. Обратите внимание на степень его загрязненности, т.к. снижение его пропускной способности может быть причиной "неубедительного поведения" автомобиля при высоких оборотах или нагрузке.

Конденсатор (обычно 0,5 мкф) предназначен для снижения уровня помех от работающего в насосе электродвигателя.

Аварийный датчик уровня топлива, который изменяет свою проводимость в зависимости от того, находится ли он в бензине или нет.

Поплавок, который перемещает шток датчика уровня и датчик уровня топлива, который является реостатом с подвижным контактом, механически связанным со штоком поплавка. Реостат выполнен в виде резистивного слоя, отдельные участки которого соединены с контактами, по которым перемещается подвижный контакт. Т.о. при перемещении поплавка происходит изменение сопротивления реостата и, как следствие, изменяется ток в цепи измерительного вольтметра указателя уровня на приборной панели. В некоторых системах используются проволочный резистивный элемент, для которого характерной неисправностью является "перетирание" нихромовой проволки и, как следствие, разрыв эл.цепи.
Обычными причинами выхода его из строя, являются следующие:

– окисление подвижного контакта;

– обрыв токопроводящих дорожек;

– механическое повреждение токопроводящего резистивного слоя;

– потеря герметичности "поплавка";

– механическое повреждение кинематической схемы всего узла.

Проверку исправности можно осуществить, измеряя сопротивление между соответствующими клеммами при перемещении подвижного контакта.

Диапазон изменений для различных автомобилей отличается, но составляет десятки – сотни ом.
Подключив только контакты датчика уровня, можно проверить всю систему. После включения зажигания и при обязательном снятии разъема с топливного насоса, перемещайте подвижный контакт и наблюдайте перемещение стрелки указателя уровня на приборной панели.

После проверки и ремонта проведите сборку в обратной последовательности.

Описание проверки давления в топливной системе.

Поиск (Search on Site)

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector