Схема генератора ваз 21213 карбюратор

Схема генератора ваз 21213 карбюратор

Предлагаемая схема служит для использования генератора 21213 в ВАЗ-2121 без внедрения в диодный мост, используя реле для управления контрольной лампой. Схема применима на любых автомобилях, имеющих генераторы старого образца с отдельным блоком реле-регулятора.

Необходимо приобрести два реле с кронштейнами крепления. Также лучше всего использовать оба реле пятиконтактные, чтобы в случае выхода из строя реле возбуждения генератора в полевых условиях его можно было заменить аналогичным реле выключения сигнальной лампы. На Ниве 2121 оба реле устанавливаются на место крепления штатного реле включения лампы на правом брызговике рядом с расширительным бачком.

Масса реле заводится непосредственно под саморез крепления реле. Провод возбуждения подпаивается в удобном месте к проводу управления втягивающим реле стартера после зачистки участка изоляции (провод не разрезать!). Место пайки надёжно изолируется. Контакты-"мамы", которыми обжаты концы проводов, идущих к реле, нужно тоже надежно изолировать кембриками. Для этих целей не покупайте тоненькие кооперативные "мамы" — они совершенно не держатся на месте и являются причиной всякого рода глюков. Найдите разъемы из более толстого материала.

Как это всё работает

При запуске двигателя, когда вы поворачиваете ключ и втягивающее реле замыкает пятаки стартера, начинают вращаться коленвал двигателя и ротор генератора. Для работы генератора необходимо подать ток в обмотку возбуждения. Этот ток мы берём через реле, которое замыкается одновременно с началом работы стартера через подпаянный к втягивающему реле стартера провод. Силовой плюс берётся с надёжного источника (например, с силового провода АКБ), управляющий — с провода втягивающего.

После того, как двигатель запущен, ключом размыкается цепь стартера, и вместе с ней выключается реле возбуждения. Генератор начинает вырабатывать ток, который появляется на том же проводе, через который происходило возбуждение. Этот ток удерживает во включенном состоянии второе реле, которое остаётся включённым всё время работы двигателя, пока на проводе возбуждения генератора не пропадёт ток. Ток управления берётся с провода генератора. В реле использованы нормальноразомкнутые контакты, и при включении цепь контрольной лампы размыкается.

Плюс для лампы можно взять откуда угодно, где появляется напряжение после включения зажигания. Я использовал провода штатного реле включения лампы. Таким образом, любая неисправность генератора или обрыв ремня приведёт к пропаданию тока на возбуждения, разомкнёт цепь управления нормальноразомкнутого реле и, тем самым, замкнёт цепь лампы.

Схема проста, надёжна и легко ремонтируется.

Недавно поставил себе на 2121 генератор от 21213 (вместо штатного Г221 42 Ампера). Схему возбуждения переделал вот таким способом. Реле взял, какое было: 12 В 5-и контактное, хотя подошло бы и 4-х контактное (такие стоят везде на Ниве), катушку реле зашунтировал резистором 51 Ом 2 Вт (то есть подключил параллельно). Отсоединил провода от родного реле и подключил к новому реле, как показано на рисунке:

Схема сразу заработала.

Плюсы схемы: не требует переделки родной проводки, по надобности можно обратно поставить старый генератор, катушка реле находится под напряжением только при незаведённом двигателе. Если в данной схеме выйдет из строя реле, лампочка контроля заряда не будет гореть на заглушенном двигателе, но генератор будет получать начальный импульс через резистор и продолжать работать.

Минусы: резистор 51 Ом 2 Вт не везде можно найти (можно поэкспериментировать с другими номиналами резистора).

С приходом осени, с укорачиванием дня и всё более длительной ездой с включенными фарами, встала в полный рост проблема утренней заводки Нивки. Аккумулятор бастовал и не хотел крутить стартер после ночных поездок. Решением виделась замена генератора на более мощный. В магазине порасспрашивал продавцов, мужики оказались в теме и один даже менял, с его слов, генератор на своей семёрке. В результате был куплен генератор от 213-ой, хотя на этикетке, на генераторе, написано . 214-. Но, главное, там же было написано, что мощность генератора 80 Вт, что почти в 2 раза больше моего родного и мудрить с креплениями не нужно, всё есть готовое. Вместе с генератором, по совету продавца, были куплены нижнее крепление на блок для этого генератора, натяжная планка, болт на 13 с зубчатой гайкой для натяжки ремня и нижний болт-ось в сборе с шайбочками, втулочками и резиночками. Так же было куплено реле РС-527. Провод, клеммы мамы-папы и так имелись в наличии.

Ну, к сути.
1) Снимаем генератор. Думаю, не стОит расписывать, всё и так там понятно. Предварительно, конечно, была снята защита картера и брызговик под генератором.
2) Устанавливаем новое, дюралевое, или какое оно там, но только не железное, как старое, крепление на блок. Новое нижнее крепление имеет три отверстия под болты крепления, но у меня в блоке цилиндров было всего два. Дырявить блок цилиндров желания и возможности не было, поэтому использовал те же болты в те же два отверстия.
3) Прежде, чем установить гену на крепление, нужно выбить из заднего уха на корпусе гены, разрезную стальную втулку. Выбивал длинным болтом на 6, вышла легко. Ставим гену на крепление, заводим болт-ось (с шайбочками — всё там понятно, нужно просто иметь болт в руках) и закручиваем гайку так, чтобы гена не болтался. Тут вылез первый косячок. Оказалось, что шкив гены не в плоскости с шкивом помпы. Снизу было видно, что наружное расстояние ушей гены меньше внутреннего расстояния между ушами крепления на блоке. Нужно было выбрать этот зазор, подав гену назад. Вытащив болт крепления наполовину, вставил шайбу, толщиной мм 2, найденную в загашнике, между передним ухом крепления и передним ухом гены. Вставил ось, затянул — шкивы в плоскости.
4) Прикрутил натяжную планку. Тут вылез второй косячок — планка была винтом. Этот косячок исправлен был с помощью волшебной кувалды. Завёл ремень на шкивы, натянул его и закрутил зубчатую гайку.
5) Из старого генератора выходило 2 провода, чёрный и жёлтый, которые оканчивались двойным разъёмом-папой. Соответственно из жгута был разъём-мама. Подготавливаем отрезок провода, длиной см 30 и не тоньше, чем жёлтый, с разъёмом, на одном конце мама, а на другом — папа. Папу вставляем в разъём, что из жгута, в жёлтый провод. Маму одеваем на единственную клемму на генераторе. Чёрный провод из разъёма, что из жгута, никуда не подключаем.
6) Закручиваем на шпильку генератора силовые провода — те, что так же стояли на старом генераторе. Есессно, не забываем почистить клеммы.
7) На правом брызговике под капотом стоят два реле. Одно большое, РР-308. Снимаем два подходящих к нему провода, изолируем их концы и закрепляем, чтобы они не болтались. Второе реле, РС-702, поменьше первого, но тоже в металлическом корпусе. Берём, купленное заранее, реле РС-527 и переносим на него все провода с 702-го так, как они располагались на 702-м. Оба реле имеют по 4 контакта и расположение этих контактов на обоих реле одинаково, так что перепутать что-то сложно.

Читайте также:  Сигнализация старлайн сама закрывает двери

Вот, собственно, и всё! Закручиваем обратно защиту картера, проверяем сделанное на предмет ошибок и забытых ключей и. Заводим двигатель, наблюдаем, как красная лампочка зарядки на панели гаснет и радуемся, что теперь наш аккумулятор будет всегда заряжен на 100%!

ВАЗ-21213 (Нива). Генератор 37.3701

1 – крышка со стороны контактных колец;
2 – выпрямительный блок;
3 – вентиль выпрямительного блока;
4 – винт крепления выпрямительного блока;
5 – контактное кольцо;
6 – задний шарикоподшипник;
7 – конденсатор;
8 – вал ротора;
9 – вывод «30» генератора;
10 – вывод «61» генератора;
11 – вывод «В» регулятора напряжения;
12 – регулятор напряжения;
13 – щетка;
14 – шпилька крепления генератора к натяжной планке;
15 – шкив с вентилятором;
16 – полюсный наконечник ротора;
17 – дистанционная втулка;
18 – передний шарикоподшипник;
19 – крышка со стороны привода;
20 – обмотка ротора;
21 – статор;
22 – обмотка статора;
23 – полюсный наконечник ротора;
24 – буферная втулка;
25 – втулка;
26 – поджимная втулка

Генератор типа 37.3701 – переменного тока, трехфазный, со встроенным выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения, правого вращения (со стороны привода). Для защиты от грязи задняя крышка генератора закрыта защитным кожухом 4 (см. рис. Снятие защитного кожуха генератора). Возможны разные варианты конструкции защитного кожуха и воздухозаборника.

Статор 21 и крышки 1 и 19 стянуты четырьмя болтами. Вал 8 ротора вращается в подшипниках 6 и 18, которые установлены в крышках. Питание к обмотке ротора (обмотке возбуждения) подводится через щетки и контактные кольца 5.

Трехфазный переменный ток, индуктируемый в обмотке статора, преобразует ся в постоянный выпрямительным блоком 2, прикрепленным к крышке 1. Электронный регулятор 12 напряжения объединен в один блок со щеткодержателем и крепится также к крышке 1.

Схема соединений генератора

1 – аккумуляторная батарея;
2 – генератор;
3 – комбинация приборов;
4 – резистор 51 Ом, 5 Вт;
5 – диод;
6 – контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи;
7 – блок предохранителей;
8 – реле зажигания;
9 – выключатель зажигания

Напряжение для возбуждения генератора при включении зажигания подводится к выводу «В» регулятора (вывод «61» генератора) через предохранитель 2 и контрольную лампу 6, расположенную в комбинации приборов 3. После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от трех дополнительных диодов, установленных на выпрямительном блоке генератора.

Работа генератора контролируется контрольной лампой 6 в комбинации приборов. При включении зажигания лампа должна гореть, а после пуска двигателя – гаснуть, если генератор исправен. Яркое горение лампы или свечение ее в полнакала говорит о неисправностях в системе генератора.

До 1995 г. напряжение в системе электрооборудования автомобиля контролировалось электронным вольтметром в комбинации приборов. Когда оно было в норме – светодиод вольтметра не светился. Если напряжение было выше нормы – светодиод мигал, а если пониженное – светился постоянно.

Читайте также:  Что будет если перелить масло в двигатель

С 1996 г. изменено устройство регулятора напряжения и щеткодержателя. Теперь регулятор напряжения размещен в металлическом корпусе и приклепан к щеткодержателю, т.е. образует с ним неразборный узел. У нового регулятора напряжения отсутствует вывод «Б» и напряжение подается только к выводу «В». По своим характеристикам прежний и новый регуляторы напряжения одинаковы и в сборе со щеткодержателем взаимозаменяемы.

На небольших партиях автомобилей могут быть установлены генераторы производства Словении, Болгарии или Германии. Эти генераторы взаимозаменяемы с генератором 37.3701 по характеристикам и установочным размерам, но несколько отличаются по конструкции. В данной главе описывается только отечественный генератор 37.3701, как основной для автомобилей ВАЗ-21213.

Предупреждение
«Минус» аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с массой, а «плюс» – подключаться к зажиму «30»генератора. Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через вентили генератора и они повредятся.

Не допускается работа генератора с отсоединенной аккумуляторной батареей. Это вызовет возникновение кратковременных перенапряжений на зажиме «30» генератора, которые могут повредить регулятор напряжения генератора и электронные устройства в бортовой сети автомобиля.

Запрещается проверка работоспособности генератора «на искру» даже кратковременным соединением зажима «30» генератора с массой. При этом через вентили протекает значительный ток и они повреждаются. Проверять генератор можно только с помощью амперметра и вольтметра.

Вентили генератора не допускается проверять напряжением более 12 В или мегомметром, так как он имеет слишком высокое для вентилей напряжение и они при проверке будут пробиты (произойдет короткое замыкание).

Запрещается проверка электропроводки автомобиля мегомметром или лампой, питаемой напряжением более 12 В. Если такая проверка необходима, то предварительно следует отсоединить провода от генератора.

Проверять сопротивление изоляции обмотки статора генератора повышенным напряжением следует только на стенде и обязательно с отсоединенными от вентилей выводами фазных обмоток.

При электросварке узлов и деталей кузова автомобиля следует отсоединять провода от всех клемм генератора и аккумуляторной батареи.

1. Крышка генератора со стороны контактных колец.
2. Защитный кожух.
3. Болт крепления выпрямительного блока и фазных выводов обмотки статора.
4. Контактные кольца.
5. Шариковый подшипник вала якоря со стороны контактных колец.
6. Вал ротора.
7. Конденсатор 2,2 мкФ±20%.
8. Провод общего вывода дополнительных диодов.
9. Удлинитель клеммового болта (вывод "30" генератора для подключения потребителей).
10. Воздухозаборник.
11. Провод вывода "61" генератора.
12. Провод вывода "Б" регулятора напряжения.
13. Щетка, соединенная с выводом "В" регулятора напряжения.
14. Регулятор напряжения.
15. Щетка, соединенная с выводом "Ш" регулятора напряжения.
16. Шпилька для крепления генератора к натяжному устройству.
17. Крышка генератора со стороны привода.
18. Крыльчатка вентилятора со шкивом привода генератора.
19. Полюсный наконечник ротора со стороны привода.
20. Шайбы крепления подшипника.
21. Дистанционное кольцо.
22. Шариковый подшипник вала ротора со стороны привода.
23. Стальная втулка.
24. Обмотка ротора (обмотка возбуждения).
25. Статор.
26. Обмотка статора.
27. Полюсный наконечник ротора со стороны контактных колец.
28. Выпрямительный блок.
29. Стяжной болт генератора.
30. Буферная втулка.
31. Втулка.
32. Поджимная втулка.
33. Отрицательный вентиль, имеющий на корпусе "минус" выпрямленного тока.
34. Держатель отрицательных вентилей.
35. Фазный вывод обмотки статора.
36. Положительный вентиль, имеющий на корпусе "плюс" выпрямленного тока.
37. Держатель положительных вентилей.
38. Щеткодержатель.
39. Вывод "61" (общий вывод дополнительных диодов).
40. Дополнительный диод (для питания обмотки возбуждения),
41. Генератор.
42. Комбинация приборов.
43. Резистор 33-36 Ом, 5 Вт.
44. Вольтметр.
45. Стабилизатор напряжения в тахометре.
46. Реле зажигания.
47. Выключатель зажигания.
48. Основной блок предохранителей.
49. Аккумуляторная батарея.

На автомобилях ВАЗ-21213 применяется трехфазный генератор переменного тока типа 37.3701 со встроенным выпрямительным блоком и микроэлектронным регулятором напряжения. Он служит для питания потребителей автомобиля электрическим током и для зарядки аккумуляторной батареи. Максимальная сила тока отдачи генератора (при 13 В и 5000 об/мин) составляет 55 А, а пределы регулируемого напряжения 14,1+0,5 В.

Основные части генератора это ротор, статор 25, крышка 1 с выпрямительным блоком 28, крышка 17 с подшипником 22, шкив с вентилятором 18 и щеткодержатель с регулятором напряжения 14. Крышки и статор стянуты в единое целое четырьмя стяжными болтами 29. Для предохранения внутренних полостей генератора от грязи крышка 1 закрыта защитным кожухом 2. Воздух для охлаждения генератора берется из верхней зоны моторного отсека и по воздухозаборнику 10 подается к патрубку защитного кожуха.

Ротор представляет собой вращающийся электромагнит. Стальные клювообразные полюсные наконечники 19 и 27 и втулка 23, напрессованные на вал ротора, образуют сердечник электромагнита. Между полюсными наконечниками в пластмассовом каркасе находится обмотка 24 ротора, называемая обмоткой возбуждения. Ток в обмотку подводится через медные контактные кольца 4, к которым припаяны выводы обмотки.

Читайте также:  Получить информацию о штрафе по номеру постановления

Вал ротора вращается в двух шариковых подшипниках 5 и 22, установленных в крышках 1 и 17. Подшипники закрытого типа. Смазки, заложенной в них при изготовлении, достаточно на весь срок службы генератора. Внутренняя обойма переднего подшипника 22 свободно посажена на вал ротора и вместе с дистанционным кольцом 21 зажата между ступицей шкива и буртиком вала гайкой крепления шкива. Наружная обойма этого подшипника запрессована в крышку 17 и зажата между двумя шайбами, стянутыми четырьмя винтами. Концы винтов раскернены. Внутренняя обойма заднего подшипника 5 напрессована на вал ротора, а его наружная обойма поджимается резиновым кольцом, помещенным в канавку крышки.

Статор генератора состоит из сердечника с обмоткой 26. Сердечник набран из пластин электротехнической стали, соединенных в четырех местах электросваркой. В пазах сердечника уложена трехфазная обмотка статора, концы которой соединены в звезду без вывода нулевой точки.

Выпрямитель, преобразующий переменный ток генератора в постоянный, выполнен в виде выпрямительного блока 28. Он представляет собой два алюминиевых держателя с запрессованными в них шестью диодами типа ВА-20 — полупроводниковыми приборами, пропускающими ток только в одном направлении.

Для упрощения конструкции выпрямителя применены диоды разной полярности "положительные" и "отрицательные". У положительных диодов на корпусе создается "плюс" выпрямленного напряжения, а у отрицательных "минус". Положительные диоды запрессованы в держатель 37 выпрямительного блока, а отрицательные — в держатель 34.

Выпрямительный блок крепится к крышке 1 тремя болтами 3, изолированными вместе с держателем положительных диодов от крышки пластмассовыми втулками. Гайками этих болтов одновременно зажимаются выводы диодов и обмотки статора. К держателю 37 присоединен зажим "30" генератора (болт 9), являющийся выводом "плюс" выпрямителя. Выводом "минус" является масса генератора. На держателе 37 выпрямительного блока установлены также и три дополнительных диода 40. Напряжение, снимаемое с этих диодов, идет для питания обмотки возбуждения 24.

Напряжение генератора регулируется бесконтактным микроэлектронным регулятором напряжения 14, закрепленным винтом на крышке 1. Это неразборный и нерегулируемый узел. Замыкание или размыкание цепи питания обмотки возбуждения генератора происходит за счет открытия или закрытия мощного выходного транзистора в регуляторе в зависимости от величины управляющего напряжения на входе "Б" регулятора.

В паз регулятора напряжения вставлен пластмассовый щеткодержатель с двумя щетками 13 и 15, через которые питается обмотка возбуждения генератора. Щетка 13 соединена с выводом "В" регулятора напряжения, а щетка 15 с выводом "Ш". Этот вывод находится на внутренней стороне регулятора и не маркируется на его корпусе.

Работа генератора. При включении зажигания замыкаются контакты "30/1" и "15" выключателя зажигания, затем контакты "30" и "87" реле 46 зажигания и через обмотку возбуждения генератора начинает протекать ток, замыкающийся по пути: "плюс" аккумуляторной батареи зажим "30" генератора контакты "30" и "87" реле зажигания блок 48 предохранителей дополнительный резистор 43 в комбинации приборов — вывод "61" генератора вывод "В" регулятора напряжения обмотка возбуждения вывод "Ш", выходной транзистор регулятора напряжения масса.

Протекающий по обмотке возбуждения ток создает вокруг полюсов ротора магнитный поток. При вращении ротора под каждым зубцом статора проходит то южный, то северный полюс ротора. Поэтому магнитный поток, проходящий через зубцы статора, меняется по величине и направлению. Этот переменный магнитный поток пересекает витки обмотки статора и создает в ней электродвижущую силу.

Переменное напряжение и ток, индуцированные в обмотке статора, выпрямляются выпрямительным блоком и для питания потребителей используется уже выпрямленный постоянный ток, снимаемый с зажима "30" генератора. Одновременно с общего вывода дополнительных диодов 40 снимается выпрямленное напряжение для питания обмотки возбуждения генератора.

С увеличением частоты вращения ротора напряжение генератора повышается. Когда оно начинает превышать уровень 13,6-14,6 В, то выходной транзистор в регуляторе напряжения 12 запирается, и ток через обмотку возбуждения прерывается. Напряжение генератора падает, транзистор в регуляторе отпирается и снова пропускает ток через обмотку возбуждения. Описанный процесс запирания и отпирания регулятора происходит с высокой частотой. Поэтому колебания напряжения на выходе генератора незаметны и практически можно считать его постоянным, поддерживаемым на уровне 13,6-14,6 В.

Напряжение в бортовой сети автомобиля контролируется электронным вольтметром 44 со светодиодом. Когда напряжение в норме, светодиод вольтметра не светится. Если оно выше нормы светодиод мигает, а если пониженное светится постоянно. При включении зажигания светодиод должен светиться, а после пуска двигателя гаснуть, если генератор исправен.

С середины 1996 г. в комбинации приборов вместо вольтметра устанавливается контрольная лампа. Она загорается, когда напряжение генератора ниже напряжения аккумуляторной батареи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector