Схема плавного розжига фар

Схема плавного розжига фар

Всем привет.
По просьбе трудящихся решил заморочиться с плавным розжигом ближнего света фар. Сначала делал на 555 таймере, устанавливал плату в каждую фару на лампочку. Но это оказалось не удобно и не практично. Попалась на глаза статья CAMOKAT-BETEPAHA про плавный пуск ламп. Но там общая максимальная мощность до 40Вт., а мне нужно коммутировать 120Вт. Решил пойти по его стопам, но переделать под свои нужды и цели.
Вообще я не приверженец что-либо резать в штатной проводке и городить «сопли», да и через пару лет сам забудешь, что там нахимичил, поэтому было решено унифицировать данное устройство.
Итог моей работы – это плата, встроенная в корпус штатного реле. То есть, вынул старое реле ближнего света – вставил сей девайс. Надоело или ещё что – поменял обратно.
Можно использовать как реле ближнего света, так и как реле противотуманных фар, ну и на что фантазии хватит.

Данное устройство умеет плавно зажигать и тушить лампы ближнего света. Или плавно зажигать и сразу тушить, или резко зажигать и плавно тушить. Также можно отдельно настраивать время розжига и затухания от 1 до 10 секунд. Вообще, вариантов много. Программируется всё это кнопкой, находящейся на плате.

Недавно один из наших форумчан, Rus_lan, выложил на форум интересную штуку — устройство для плавного включения фар автомобиля. Штука эта многих сразу же заинтересовала (и меня в том числе), поэтому тему было решено более подробно раскрыть и описать в отдельной статье.

Итак, если вы автолюбитель, то вам наверняка приходится менять в своём автомобиле различные лампы накаливания: дальний и ближний свет, габаритные огни, поворотники…

Поскольку наиболее активно в автомобиле используются лампы ближнего света и габаритных огней, то и менять их приходится чаще всего.

Хорошо известно, что перегорают лампы обычно в момент включения, причём зимой гораздо чаще, чем летом. Почему так происходит?

Дело в том, что рабочая температура нити лампы накаливания составляет более двух с половиной тысяч градусов цельсия. Именно при такой температуре нить и начинает светиться. До рабочей температуры нить нагревается протекающим по ней током. Если нагрев происходит слишком быстро и неравномерно, то температуры соседних участков нити не успевают выравниваться за счёт теплопроводности, между соседними участками создаётся большой перепад температур, расширяются эти участки сильно неравномерно, в результате чего в нити возникают большие механические нагрузки и она рвётся. Похожий эффект можно наблюдать, если плеснуть холодной водой на раскалённый камень. Внешние слои камня при этом резко охлаждаются и сжимаются, в то время, как внутренние ещё остаются горячими и расширенными. В результате, как мы знаем, камень трескается.

Читайте также:  Полировка полки диска своими руками

Кроме эффекта, описанного выше, механические нагрузки возникают также из-за магнитного взаимодействия витков спирали, сила которого опять же пропорциональна силе тока.

Хорошо, ну а при чём же здесь всё-таки момент включения? Всё очень просто. В момент включения, когда нить холодная, её сопротивление значительно ниже, чем сопротивление в нагретом состоянии, соответственно и протекающий в это время ток значительно больше рабочего тока. Следовательно, в момент включения мы имеем максимальную скорость нагрева нити, а также максимальное магнитное взаимодействие витков. Зимой начальная температура, а значит и начальное сопротивление нити, ниже, чем летом, следовательно начальный ток ещё больше.

Как с этим бороться? Давайте подумаем. Избавиться от неравномерного нагрева нити мы не можем, поскольку он возникает вследствии дефектов самой нити (например, если нить неравномерна по толщине, то более тонкие участки имеют большее сопротивление и нагреваются быстрее и сильнее). Однако, мы вполне можем уменьшить скорость нагрева и магнитное взаимодействие между витками спирали. Для этого нужно всего лишь ограничить протекающий через нашу лампочку ток, чтобы он, в то время, пока спираль нагревается, не превышал рабочего значения (или хотя бы превышал его незначительно). Именно такое устройство, позволяющее при включении плавно увеличивать ток через лампочку, и предложил Rus_lan.

  1. C1 — конденсатор 47мкФ x 16В
  2. R1 — резистор 68кОм
  3. R2 — резистор 6,8кОм
  4. R3 — резистор 24кОм
  5. T1 — полевой транзистор FDB6670AL
  6. D1 — диод (любой)

Работает это устройство следующим образом: за счёт резисторов и конденсатора, установленного параллельно затвору полевика, напряжение на затворе транзистора растёт очень медленно, соответственно также медленно этот транзистор и открывается, что, в свою очередь, обеспечивает плавное увеличение напряжения на лампе и тока через неё. Делитель R1R3 задаёт максимальное напряжение на затворе. Резистор R2 дополнительно увеличивает время включения и защищает затвор транзистора, предотвращая любые возможности возникновения резких бросков тока через него.

Читайте также:  Как устроен пеногенератор для автомойки

Схема выложена в том варианте, в котором Rus_lan выложил её на форум, но лично я бы в ней кое-что изменил. Дело в том, что электролитические конденсаторы крайне плохо переносят низкие температуры (а у нас, например, зимой морозы -30 0 С и ниже совсем не редкость), поэтому я считаю, что лучше взять какой-нибудь керамический кондёр. Понятно, что найти керамику с такой ёмкостью нереально, но в таком случае можно взять конденсатор с ёмкостью поменьше, а уменьшение ёмкости скомпенсировать пропорциональным увеличением резисторов R1, R3.

Собранное устройство выглядит вот так:

А вот так оно выглядит в работе (в автомобильной фаре):

На этом всё, как говорится «ни гвоздя, ни жезла», удачи!

  • Плавное включение галогеновых ламп
  • Время розжига несложно программируется

Содержание

Для управления световыми приборами мы разработали и выпускаем: контроллер фар "Меркурий", контроллер ДХО "Эклипс" и реле фар "Прометей"

Реле фар «Прометей» устанавливается взамен штатного реле фар для обеспечения плавного включения галогеновых ламп. Также оно может быть установлено на автомобили, коммутирующие лампы фар без штатного реле, непосредственно подрулевым переключателем. Это разгрузит подрулевой переключатель и многократно увеличит его срок службы. Возможно также использование его для плавного включения-выключения ламп салона.

С 2016года есть два поколения "Прометеев" — «Прометей-АК» (подороже и более функциональный) и «Прометей 2017» (дешевый, упрощенный, но универсальный по типу выхода).

При включении подрулевого переключателя света фар Реле фар «Прометей-АК» разжигает лампу фары в течении 0.2-1.6сек, после этого лампа светит в полную мощность. «Прометей 2017» плавно включает за фиксированную длительность 0.3сек.

Реле фар «Прометей» может быть использована как для фар с коммутируемым проводом +12В, это "Прометей-А", так и с коммутируемым проводом массы, это "Прометей-К". Входы управления обоих "Прометеев" равнозначны между собой, а по силовому выходу Прометеи разделены для коммутации ламп по плюсу и по минусу, так защита силового выхода работает более эффективно.

Время розжига несложно программируется выбором из трех градаций (малое, среднее, большое)

«Прометей 2017» умеет коммутировать лампы и по "плюсу" и по "минусу", но не имеет защиты по выходу.

Читайте также:  Ремонт кузова уаз 469

Основные отличия версии 2017года «Прометей 2017»:

    коммутация и по "плюсу" и по "минусу" в одном изделии,

уменьшено количество проводов с 6 до 4, нет провода "зажигание" и "массы", все провода вставляются в колодку заменяемого механического реле, питание устройства — от проводов управления,

нет защиты на выходе,

  • нет программирования длительности плавного включения, по умолчанию установлено 0.3сек.
  • Прометей 2017 имеет более совершенную внутреннюю защиту в сравнении с Прометеем 2016.
  • Применяемость Реле фар «Прометей-А» и «Прометей-К»

    Реле фар «Прометей» применяется для галогеновых ламп:

    1. Ближнего света фар,
    2. Противотуманных фар,
    3. Габаритных огней,
    4. Дальнего света со временем розжига 0.2сек для возможности «моргания» дальним светом.
    5. Плавный, "красивый" розжиг ламп салона.

    Схемы подключения фар через реле «Прометей-АК»

    Узнать, какой из проводов к фаре коммутирует штатная система можно следующим образом. При выключенной фаре, но включенном зажигании нужно тестером померять напряжение на любом из выводов фары относительно массы. Если тестер покажет +12В, то фара коммутируется проводом "массы". Если покажет 0В — то "плюсовым" проводом.

    Вариант "Прометей-А" для фар с коммутируемым проводом +12В, имеющих по второму проводу постоянный контакт с массой:

    Вариант "Прометей-К" подключения фар с коммутируемым проводом массы, постоянно подсоединенных вторым проводом к +12В:

    Схемы подключения фар через реле «Прометей 2017»

    Блокировка включения фар

    Входы управления "Прометеев" равноценны. Для включения фар на одном должно быть напряжение +12В, на другом — масса. Если одно из них отсутствует — фары выключаются. На схемах выше один из входов управления разрывает подрулевой переключатель, а на втором входе постоянно присутствует противоположный потенциал (масса или +12В). Разрешается и во второй провод врезать разрываемый контакт-выключатель. Тогда фары будут включены при условии, что оба контакта замкнуты. Таким образом можно организовать вторую блокировку, надо только учитывать, что если подрулевой переключатель коммутирует "массу", то вторая блокировка может коммутировать "+12В", и наоборот.

    Установка Реле фар «Прометей»

    Все провода (за исключением провода "зажигание" и массы) Реле фар «Прометей» обжаты контактами, которые могут быть вставлены в колодку реле после изъятия штатного реле фар.

    Пример функционирования Реле фар «Прометей»

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock detector