Схема заднего моста юмз 6

Схема заднего моста юмз 6

Ведущие мосты

§ 47. Основные механизмы заднего моста

§ 47. Основные механизмы заднего моста

Задний мост у тракторов МТЗ-50 и ЮМЗ-6Л/М — ведущий. Механизмы заднего моста служат для передачи крутящего момента от вторичного вала коробки передач на ведущие колеса. Задний мост (85) состоит из главной передачи 2, дифференциала 3, конечных передач 4, механизма 6 блокировки дифференциала. Эти механизмы помещены в чугунном корпусе 7. К корпусу заднего моста снаружи крепятся тормоза 8.

Дифференциал (86) предназначен для распределения крутящего момента между ведущими колесами и обеспечивает разную частоту их вращения при повороте.

Внутри корпуса 2 дифференциала расположены сателлиты 4, надетые на стальные пальцы 10, и две полуосевые конические

85. Схема механизмов заднего моста:

1— коробка передач. 2 — главная передача, 3 — дифференциал, 4 — конечная передача, 5 — полуось ведущего колеса, 6 — механизм блокировки дифференциала.

— корпус, 8 — тормоз

шестерни 5. Полуосевые шестерни жестко связаны с полуосями 1 ведущих шестерен конечных передач 8 и находятся в постоянном зацеплении с сателлитами. При движении трактора вращение от главной передачи передается корпусу дифференциала, вместе с которым вращаются пальцы с сателлитами. В случае прямолинейного движения трактора по ровной местности, когда частота вращения ведущих колес трактора одинакова, полу-осевые шестерни имеют равную частоту вращения, испытывая одинаковое давление от зубьев сателлитов.

На повороте колеса трактора проходят разную длину пути. Вращение внутреннего колеса трактора замедляется, а наружного увеличивается за счет проворачивания сателлитов вокруг пальцев. Вращаясь вместе : корпусом, сателлиты зубьями упираются в зубья замедлившей вращение полуосевой шестерни и сообщают дополнительную скорость другой полуосевой шестерне.

Когда одно из ведущих колес попадает на скользкую почву, оно начинает буксовать. Чтобы исключить буксование одного из ведущих колес при прямом ходе трактора, влючают механизм блокировки дифференциала, который жестко соединяет одну из полуосей колес с корпусом дифференциала или с другой полуосью.

У трактора ЮМЗ-6Л/М (87) дифференциал открытого типа с двумя сателлитами. Сателлиты 2 размещены в окнах ступицы 4 ведомой шестерни главной передачи и сво-бодно вращаются на неподвижных осях, закрепленных в ступице болтами. Для уменьшения износа поверхностей ступицы и сателлита между ними помещена упорная шайба.

Полуосевые шестерни 11 изготовлены заодно с ведущими шестернями конечной передачи и выполнены полыми. Внутри их свободно проходит вал 13 главной передачи. Полуосевые шестерни установлены в стаканах 10 на двух цилиндрических роликовых подшипниках. В промежутках между подшипниками стаканы имеют местные вырезы, куда входят ведомые шестерни б конечных передач. Боковой зазор между коническими зубьями полуосевых шестерен и сателлитов во время эксплуатации не регулируется. От осевых перемещений полуосевые шестерни удерживаются шайбой, привернутой болтами к торцу вала главной передачи.

Главная передача предназначена для увеличения крутящего момента трансмиссии и передачи вращения с продольного вала на поперечный. Для этого используется одна пара конических шестерен разного диаметра со спиральными зубьями. Главная передача расположена в передней части заднего отсека корпуса трансмиссии.

Ведущая шестерня 14 изготовлена заодно со вторичным валом коробки передач. Ведомая шестерня 3 установлена на цилиндрический поясок ступицы 4 и закреплена шестью

установочными и двумя стопорными болтами, которые использованы одновременно для крепления осей сателлитов дифференциала. Ступица ведомой шестерни изготовлена из стали. Она имеет два окна для размещения сателлитов дифференциала. В центре ступицы

есть отверстие, которым она напрессовывается на вал 13 главной передачи до упора в его буртик.

Вал главной передачи опирается на два шариковых подшипника, которые вместе с подшипниками полуосевых шестерен поме

87. Основные механизмы заднего моста трактора ЮМЗ-6Л/М:

1— крышка корпуса, 2 — сателлит, 3 — ведомая шестерня главной передачи, 4 — ступица ведомой шестерни, 5 — рукоятка включения ВОМ, 6 — ведомая шестерня конечной передачи, 7 — корпус заднего моста 8 — рукав, 9 — полуось ведущего колеса, 10 -подшипников, 11 — полуосевая шестерня и шестерня конечной передачи, 12 — регулировочные прокладки, 13 — вал главной передачи, 14 —ведущая шестерня главной передачи, 15 — муфта включения ВОМ.

Читайте также:  Honda cb 750 отзывы владельцев

86. Схема дифференциала:

1 — полуось, 2 — корпус дифференциала, 3 — ведомая шестерня главной передачи, 4 — сателлит, 5 — полуосевая коническая шестерня, 6 — муфта блокировки дифференциала, 7 — рычаг включения механизма блокировки дифференциала, 8 — конечная передачи, 9 — ведущее колесо, 10 — пальцы сателлитов

щены в стаканах 10. Стаканы подшипников установлены в расточках боковых стенок корпуса заднего моста. Фланцы стаканов вместе с крышками закрепляют болтами к корпусу. Между фланцами стаканов и боковыми стенками корпуса установлены регулировочные прокладки 12, выполненные для удобства регулировки в виде полуколец различной толщины.

С помощью прокладок регулируют боковой зазор между коническими шестернями главной передачи. Для облегчения демонтажа во фланцах стакана сделаны два диаметрально расположенных резьбовых отверстия, в которые можно ввертывать болты-съемники.

Конечные передачи — последняя ступень трансмиссии, обеспечивающая дальнейшее увеличение крутящего момента и передачу его на ведущие колеса. На тракторе имеются две конечные передачи, расположенные по обеим сторонам отсека заднего моста.

Каждая конечная передача состоит из пары цилиндрических шестерен с прямыми зубьями. Ведущая цилиндрическая шестерня выполнена заодно с полуосевой шестерней дифференциала. Ведомая шестерня во много раз больше, чем ведущая. Ступица ведомой шестерни имеет шлицевое отверстие, которым она устанавливается на внутренний шлице-вой конец полуоси 9. От осевого перемещения ведомая шестерня удерживается нажимной шайбой, привернутой болтами к торцу полуоси. Оба конца полуоси шлицевые. На наружный конец полуоси закрепляют ступицу ведущего колеса трактора. От осевых смещений полуось фиксируется внутренним подшипником.

Полуось с ведущим колесом вращается на двух шариковых подшипниках, закрепленных в рукаве 8. С внутренней стороны рукав имеет обработанный цилиндрический поясок и фланец. Поясок устанавливают в расточку корпуса 7 заднего моста, после чего рукав закрепляют к корпусу по фланцу семью болтами. Для большей жесткости внутри рукава сделаны ребра.

В верхней части рукав имеет прямоугольную площадку, используемую для крепления крыльев задних колес. К его торцу закрепляют крышку. В расточке крышки помещены два самоподжимных сальника, которые предотвращают вытекание масла из корпуса заднего моста.

Механизмы заднего моста смазываются разбрызгиванием масла, находящимся в его корпусе. Поскольку полости заднего моста и коробки передач сообщаются между собой, уровень масла в них одинаков. Проверяют уровень и заливают масло в корпус трансмиссии через отверстия, расположенные в короб-

ке передач. Сливают загрязненное масло из корпуса заднего моста через отверстие в днище, которое закрывают пробкой с встроенным магнитом.

В нижней части корпуса заднего моста проходит вал отбора мощности. Его включают с помощью муфты 15, которая передвигается рукояткой 5 через поводок, смонтированный на вертикальном валу механизма включения ВОМ.

Механизмы заднего моста трактора МТЗ-50 (88) имеют подобную конструкцию. В отличие от трактора ЮМЗ-6Л/М ведущая шестерня 1 главной передачи изготовлена отдельно от вторичного вала. Венец ведомой шестерни 5 главной передачи приклепан к ступице.

Дифференциал выполнен закрытым с разъемным корпусом 6 и четырьмя сателлитами 20. Корпус дифференциала прикреплен болтами к ступице ведомой шестерни и вра-

88. Задний мост трактора МТЗ-50:

1— ведущая шестерня главной передачи, 2 — корпус заднего моста, 3 — педаль механизма блокировки дифференциала, 4 — полуосевые шестерни, 5 — ведомая шестерня главной передачи, 6 — корпус дифференциала, 7 — неподвижная кулачковая муфта, 8 — подвижная кулачковая муфта, 9 — пружина, 10 — ведомая шестерня конечной передачи, 11 — рукав, 12 — масленка, 13 — полуось ведущего колеса, 14 — кожух, 15 — соединительные диски, 16 — нажимные диски, 17 — ведущая шестерня конечной передачи, 18 — стакан подшипников, 19 — регулировочные прокладки, 20 — сателлит

Читайте также:  Радиатор ford mondeo 3

щается в двух конических роликовых подшипниках, которые регулируют во время эксплуатации трактора. Полуосевая шестерня 4 дифференциала изготовлена отдельно от ведущей шестерни конечной передачи. Ведущая шестерня 17 конечной передачи выполнена заодно с валом, имеющим на концах шлицы.

На шлицы вала с внутренней стороны надета полуосевая шестерня дифференциала, а с наружной стороны размещают детали тормоза, который монтируют на стакане подшипников.

Вал главной передачи на тракторе МТЗ-50 отсутствует. Его роль выполняют валы ведущих шестерен. Ведомая шестерня 10 конечной передачи опирается на два шариковых подшипника. На внешнем конце полуоси 13 ведущего колеса выполнены поперечные прорези для бесступенчатой регулировки колеи трактора.

На шлицы внутренних концов полуосей жестко закрепляют кулачковую муфту 7 механизма блокировки дифференциала.

Задний мост трактора ЮМЗ, а в частности дифференциал обеспечивает вращение ведущих колес с различной частотой при движении трактора на повороте и по неровной поверхности.

Дифференциал заднего моста трактора — шестеренный, открытого типа, с двумя сателлитами, представляющими собой конические шестерни с прямым зубом. Сателлиты с запрессованными в них бронзовыми втулками размещены в специальных окнах ступицы и могут свободно вращаться на неподвижных осях, закрепленных болтами. Сателлиты находятся в постоянном зацеплении с полуосевыми шестернями, каждая из которых выполнена как одно целое с ведущей шестерней конечной передачи и вращается на двух цилиндрических роликоподшипниках, установленных в стаканах независимо от вала главной передачи. Резьбовые отверстия в осях сателлитов предназначены для выпрессовки их из ступицы дифференциала при разборке заднего моста трактора ЮМЗ.

Схема заднего моста трактора ЮМЗ: 1 — ведущая шестерня; 2 — полуосевая шестерня; 3 — сателлит; 4 — опорная шайба; 5 — ось сателлита; 6 и 22 — болты; 7 и 21 — ведомые шестерни; 8 — педаль механизма блокировки дифференциала; 9 — рычаг включения ВОМ; 10 — пружина; 11 — сапун; 12 — вилка; 13 — соединительная муфта; 14 — валик; 15 — тормозная шестерня; 16 — тормоз; 17 — крышка; 18 и 25 — шарикоподшипники; 19 — полуось; 20 — рукав полуоси; 23 — вал отбора мощности; 24 — муфта включения ВОМ; 26 — роликоподшипник; 27 — регулировочные прокладки; 28 — стакан; 29 — вал главной передачи; 30 — ступица.

Во время движения трактора вращение ведущей шестерни вторичного вала коробки передач передается ведомой шестерне. Вместе с ведомой шестерней и ступицей вращаются и оси с надетыми на них сателлитами. При движении трактора по прямой, когда оба ведущих колеса испытывают одинаковое сопротивление, вся система дифференциала вращается как одно целое.

Сателлиты являются как бы клиньями, соединяющими обе полуосевые шестерни в одну целую ось; колеса трактора вращаются с одинаковой частотой, соответствующей частоте вращения шестерни.

При повороте трактора одна из полуосевых шестерен из-за увеличения сопротивления колеса, расположенного ближе к центру поворота, замедляет вращение по сравнению с шестерней. Сателлиты зубьями упираются в зубья замедлившей вращение полуосевой шестерни и начинают поворачиваться вокруг своих осей; при этом они заставляют другую полуосевую шестерню ускорить вращение по сравнению с шестерней ровно настолько, насколько замедлилось вращение первой полуосевой шестерни.

Осевые усилия, возникающие при работе дифференциала на сателлитах и полуосевых шестернях, воспринимаются стальными шлифованными опорными шайбами сателлитов и полуосевых шестерен. Боковой зазор между зубьями сателлитов и полуосевой шестерней в пределах 0,3—0,7 мм выдерживается при сборке подбором толщины опорной шайбы полуосевой шестерни, которую изготовляют толщиной 5,75, 6 и 6,25 мм. Этот зазор можно косвенно проверить, измеряя зазор между ступицей дифференциала и опорной шайбой сателлита, который должен быть в пределах 0,7—1,5 мм при беззазорном зацеплении сателлита с полуосевой шестерней.

Читайте также:  Полярность магнитов в стартере

Главная передача ЮМЗ, которая расположена в передней части заднего отсека корпуса КП и заднего моста трактора ЮМЗ-6, преобразовывает крутящий момент и изменяет направление вращения. Она является парой шестерен конического типа, имеющих круговые зубья. Ведущая шестерня (на рисунке поз. 1) и вторичный вал коробки передач представляют собой одно целое, а ведомая (поз. 7) – это венец, закрепленный с помощью шести болтов и двух специальных болтов (поз. 6) на ступице (поз. 30). Ступица закреплена неподвижно на валу (поз. 29) главной передачи, который вращается в шариковых подшипниках (поз. 25), установленных в стаканах (поз. 28). Стаканы смонтированы в расточках, выполненных в боковых стенках корпуса, и крепятся к его стенках через фланцы болтами. Прокладки металлические (поз. 27) между стенками корпуса и фланцами стаканов предназначены для регулировки бокового зазора пары конической шестерен.

Дифференциал (40-2403015 СБ) предназначен для обеспечения вращения ведущих колес агрегата с различной частотой при его движении на поворотах и по неровной поверхности. На тракторе ЮМЗ-6 и его модификациях установлен шестеренный дифференциал открытого типа, имеющий два сателлита, которые представляют собой прямозубые конические шестерни. Сателлиты (поз. 3) выполнены с запрессованными в них втулками из бронзы и расположены в специальных окнах ступицы (поз. 30). Могут совершать свободное вращение на неподвижных осях (поз. 5), которые закреплены болтами (поз. 6). Сателлиты и полуосевые шестерни (поз. 2) находятся в постоянно зацепленном состоянии. Каждая полуосевая шестерня является одним целым с шестерней ведущей конической передачи и совершает вращение на двух роликовых подшипниках (поз. 26), смонтированных в стаканах (поз. 28) независимо от вала (поз. 29) главной передачи. Отверстия под резьбу в осях (поз. 5) сателлитов сделаны для выпрессовки их при разборке из ступицы дифференциала.

При движении агрегата вращение ведущей шестерни (поз. 1) вторичного вала КП передается шестерне ведомой (поз. 7). С ведомой шестерней и ступицей (поз. 30) вращаются оси (поз. 5) с сателлитами (поз. 3). При прямолинейном движении трактора оба его ведущих колеса испытывают равное сопротивление, поэтому вся система дифференциала осуществляет вращение как одно целое.

В момент поворота трактора ЮМЗ одна из полуосевых шестерен замедляет вращение относительно шестерни (поз. 7), поскольку увеличивается сопротивление колеса, находящегося при повороте ближе к его центру. Происходит упор зубьев сателлитов в зубья полуосевой шестерни, замедлившей свое вращение, и сателлиты начинают поворот вокруг своих осей (поз. 5), заставляя при этом другую полуосевую шестерню ускорять вращение относительно шестерни (поз. 7) ровно настолько, насколько замедлила свое вращение первая полуосевая шестерня.

Осевые усилия, которые возникают на сателлитах и полуосевых шестернях при работе дифференциала 40-2403015 СБ, воспринимают стальные шлифованные опорные шайбы (поз. 4). Боковой зазор между зубьев полуосевой шестерни и сателлитов составляет 0,3-0,7 мм и устанавливается при сборке путем подбора толщины шайбы полуосевой шестерни (данные шайбы изготавливаются толщиной 6.25, 6.00 и 5.75 мм). Данный зазор косвенно проверяется измерением зазора между ступицей дифференциала и шайбой сателлита, который, в свою очередь, должен составлять 0,8 – 1,5 мм при условии беззазорного зацепления сателлита и полуосевой шестерни.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector