Солидол характеристики и применение

Солидол характеристики и применение

Солидо́л (от лат. solidus — плотный и oleum — масло, ранее назывался «тавот») — пластичная смазка, получаемая загущением индустриальных масел средней вязкости кальциевыми мылами высших жирных кислот. Рабочая температура до 70 °C. По сравнению с литиевыми смазками, труднее вымывается водой. Поэтому используется преимущественно в механизмах, работающих в условиях сырости (сельскохозяйственная техника и т. п.), но не испытывающих нагрева.

Внешне солидол — однородная мазь без комков, от светло-жёлтого до тёмно-коричневого цвета.

Солидолы делят на:

  • жировые — для загущения используются жирные кислоты масел растительного происхождения.
  • синтетические — используются синтетические жирные кислоты.

Первые более качественны. Внешне они неотличимы и смешиваются без негативных последствий.

По консистенции различают также обычные и пресс-солидолы. Последние мягче, но имеют более низкий верхний температурный порог — разлагаются уже при 80 °C. Применяются для смазки механизмов через пресс-маслёнки (шприцевания).

Также к солидолам относят графитную смазку УСсА, имеющую серебристый оттенок. В её состав входит до 10 % молотого графита-П (грубого помола), что придаёт ей повышенные противозадирные свойства и токопроводность.

Используются солидолы не только для смазки машин и механизмов, но и в лечебных целях. В садоводстве известна положительная практика использования солидола «в чистом виде» вместо садового вара при проведении прививок и обрезке деревьев.

Содержание

Применение [ править | править код ]

Смазка узлов автомобилей [ править | править код ]

Смазки этого типа применялись для смазывания («шприцевания») шарниров передней подвески на многих отечественных автомобилях, включая «Победу» и «Волгу» ГАЗ-21. Шприцевание производилось при помощи рычажно-плунжерного шприца, нагнетавшего смазку в узлы через пресс-маслёнку (ранее называлась — «тавотница», от старого названия солидола). Смазка производилась достаточно часто (на ГАЗ-21 — раз в 1200…1800 км в зависимости от качества дороги) из-за негерметичности шарнира, а также невысокой стабильности самой смазки, которая разлагалась и загрязнялась в процессе эксплуатации. При шприцевании новая порция смазки не только смазывала шарнир, но и выдавливала из него загрязнение вместе со старой смазкой.

Достаточно широко использовались солидолы для смазки разнообразных малонагруженных плоходоступных пар скольжения — элементов замков дверей, стеклоподъёмников, разнообразных рычагов — ручного тормоза, втулок педалей, шарниров дверей, защёлок, замков багажника, салазок сидений и т. п.

Более поздние модели ГАЗ имели переработанную конструкцию подвески, имевшую уменьшенные конструктивные зазоры, повышенную герметичность шарниров, а также игольчатые подшипники шкворней и совмещённую нижнюю пресс-маслёнку, через которую смазывался как нижний подшипник шкворня, так и нижняя резьбовая втулка, что вынудило использовать жидкое масло — применение консистентной смазки в этих узлах было запрещено во избежание закоксовывания.

Благодаря высоким водоотталкивающим свойствам солидолы широко применяются в качестве консервационной смазки для длительного хранения металлических деталей и инструмента, особенно изготовленного из быстрорежущих сталей. Тавотом, в частности, смазывали в целях консервации артиллерийские снаряды.

Читайте также:  Куда спрятать телефон на экзамене девушке

Относящаяся к солидолам графитная смазка УСсА ранее использовалась для смазки рессор и — благодаря электропроводности — для смазывания токопроводящих элементов — антенн, клемм аккумулятора.

Применение в лечебных целях [ править | править код ]

При псориазе применяется мазь по прописи Рыбакова, основой которой является жировой солидол. [1] [2]

Современные солидоловые мази от псориаза: Карталин, мазь А.А. Иванова (Антипсор), Цитопсор, Магнипсор. [3]

Название «солидол» фактически является неформальным синонимом любой консистентной смазки. С точки зрения технического стандарта, это не так. ГОСТ 1033-79 дает однозначное описание этого продукта, и его состав отличается от большинства аналогов. Мы поговорим о распространенной разновидности этого вещества, которая называется «Солидол – Ж».

Область применения – смазка общего назначения, без узкой специализации. Состав солидола достаточно сложный: традиционно это целый букет из нефтяных масел (изначально подбираются вязкие составы).

В качестве загустителя (речь идет о консистентной смазке) применяется замыливание кальциевыми жирными кислотами. Причем используются исключительно натуральные компоненты: растительного либо животного происхождения. Устаревшее название солидола – тавот.

Рассмотрим подробнее, из чего делают солидол

Основу составляют самые что ни на есть «нефтяные отбросы». То есть фракции, оставшиеся после возгонки бензина. Раньше это сырье называлось нефтяным маслом.

После механической очистки в эту массу (обычно состоящую из разносортицы, главное – соответствовать ГОСТ), добавляют загуститель. Почему используется именно кальциевое мыло?

Солидол жировой по определению не должен быть текучим. Адгезия у него средняя, поэтому надо как-то удерживать смазку на деталях механизма. Замыливание кальциевыми кислотами как раз придает составу отменную пластичность при этом, не превращая его в мед.

Кальциевое мыло хорошо тем, что не приводит к образованию свободных органических кислот. Поэтому технический солидол нейтрален к цветным металлам, что дает возможность использования его в алюминиевых узлах.

Отдельная категория – солидол синтетический. Основа остается прежней: вязкие нефтяные масла. А вот в качестве загустителя, применяются синтетические жирные кислоты. Натуральная смазка обладает лучшими вязкостно-температурными свойствами, а синтетика просто дешевле.

Солидол жировой: характеристики и применение

  • Смазка сохраняет работоспособность в температурном диапазоне от -25°C до +65°C. Это не слишком высокий показатель, ограничивающий возможности применения.
  • В нагруженных узлах, где при работе присутствует небольшой нагрев, допускается работа при старте механизма на более низких температурах, до -50°C.
  • Температура расплавления: +75°C. Существенным минусом является необратимость процесса. После застывания, смазка не восстанавливается, использовать ее уже нельзя. Поэтому, при нанесении солидола в качестве защитного покрытия, нагрев не применяется.
  • Отлично противостоит природным явлениям: ветер, вода, пыль, солнце. Это свойство используется при консервации (в том числе открытым способом) металлических не окрашенных узлов техники. Кроме того, солидол отлично защищает от коррозии.
  • Садоводы мажут им свежие спилы деревьев;
  • Практически не вымывается водой, даже если узел погружен в нее полностью. Такое качество незаменимо при работе тяжелой техники на бездорожье.
Читайте также:  Почему бьет руль на маленькой скорости

Исходя из перечисленных параметров, лучшая область применение солидола – сельское хозяйство и строительная техника.

Действительно, эта смазка может длительное время работать в условиях сильной нагрузки (только не на высоких оборотах).

Наилучшим образом свойства проявляются на массивных механизмах:

  • грубых шестернях большого размера;
  • широких цепных передачах;
  • подшипниках большого диаметра;
  • шарнирных соединениях, работающих с большой нагрузкой и малой интенсивностью;
  • блоках подъемных механизмов;
  • штоках гидравлических систем (наружная смазка);
  • ползунах, направляющих, опорных поверхностях поворотных платформ.

Поскольку смазка не адсорбирует пыль, можно не беспокоиться, что она быстро превратится в абразив. На первый взгляд, это не такое уж важное свойство (вместе с водостойкостью).

При этом оно реально экономит средства при использовании на коммерческой технике. Обслуживание проводится реже (в сравнение с аналогами), техника меньше простаивает.

Характеристики и применение солидола — видео

Когда механики принимают решение, задаваясь вопросом: «литол и солидол в чем разница?», учитываются не только эксплуатационные, но и экономические факторы. К тому же, солидол (даже жировой) имеет вполне доступный прайс-лист.

Заслуженным уважением смазка пользуется у автомобилистов. Чего стоит опыт применения в рессорной подвеске и шкворневых поворотных устройствах передних колес (как на легендарной «Волге» ГАЗ-24).

Еще одна область применения – механические и электроинструменты

Использовать солидол в инструментах с высокими оборотами вала не рекомендуется, мы знаем о проблемах при перегреве. А вот механизмы подачи суппортов фрезерных и токарных станков, редукторы медленного хода, различные ручные (и электрические) лебедки – оптимальный вариант.

Хорошо работает смазка на ленточных транспортерах, конвейерных линиях, шарнирах промышленных роботов. Кроме того, солидолом смазывают петли дверей и ворот, механизмы замков: особенно навесных, которые располагаются на улице.

Пресс-солидол

Вспоминаем старое название: тавот. От него произошла словоформа «тавотница». Это специальный клапан (пресс-масленка) в механической детали, через который внутрь узла впрыскивается смазка.

Для этой процедуры существует специальный шприц-нагнетатель. Он создает необходимое давление, и консистентный состав смазывает механизм.

Разумеется, для такой работы требуется специальная смазка. Обычный солидол или литол не способны эффективно проникать в узкие полости, особенно при пониженных температурах. Учитывая отсутствие визуального контроля наполнения узла смазкой, требуется гарантия качественной обработки.

Подходящими свойствами обладает пресс-солидол. Основные характеристики аналогичны обычному составу:

Однако производитель внес некоторые изменения:

  • пресс солидол менее вязкий, при сохранении пластичности;
  • увеличен температурный порог до (+80°C), после которого начинается разложение материала.
Читайте также:  Номер кузова рено логан фото

Жировой солидол представляет собой безопасный для экологии продукт со сбалансированными характеристиками. Однако температурные ограничения не позволяют использовать его повсеместно вместо аналогов.

Исключения составляют лишь высоко оборотистые узлы, которые могут разогреться до температуры +80°C. Однако смазка актуальна не одно десятилетие, и ее не собираются снимать с производства.

Нетривиальное использование именно жирового солидола — интересное видео

Смазка пластичная общего назначения СОЛИДОЛ Ж ТУ 0254-004-43490569-99.
Смазка Солидол Ж (жировой Солидол) — это гидртированная кальциевая смазка. Её изготавливают загущением минерального масла кальциевыми мылами жирных кислот, входящих в состав жиров технических, стабилизированными водой (до 3% масс). Смазка СОЛИДОЛ-Ж предназначена для смазывания узлов трения, качения и скольжения различных машин и механизмов. Работоспособна от -30° до +65°С

Смазка Солидол Ж — это антифрикционная смазка общего назначения для обычных температур является наиболее массовой пластичной смазкой. Солидол Ж используют в механизмах, работающих при температурах до 60-70°С. Смазка предназначена для относительно грубых узлов трения машин и механизмов, транспортных средств, сельскохозяйственной техники, ручного и другого инструмента, шарниров, винтовых и цепных передач тихоходных шестереночных редукторов. В автомобильной практике Солидол Ж применяется для грубых незащищенных узлов трения, где не требуется широкий интервал рабочих температур.

Температурный интервал применения от минус 25 до плюс 65°С. Солидол Ж обладает высокой водостойкостью и превосходными консервационными свойствами. При нанесении смазки на открытые металлические поверхности, подвергающиеся воздействию дождя, солнца, ветра, она надежно защищает от коррозии, мало уступая в этом лучшим углеводородным консервационным смазкам. Однако наносить Солидол Ж можно только не расплавляя смазку, так как при расплавлении (выше 80-90°С) смазка необратимо распадается. Можно рекомендовать Солидол Ж для длительной консервации запасных частей, наружных поверхностей механизмов, хранящихся на открытом воздухе.

Солидол Ж, как и синтетический солидол, обладает низкой механической стабильностью, но в отличие от синтетического солидола, Солидол Ж меньше подвергается уплотнению при хранении.

Зарубежные аналоги Солидола Ж: Shell Retinax C, Unedo 2,3, (Phodine Rl.2) (SHELL) Mobilgrease AA2,3 (Mobil Oil Corp.) Estan 2 (Exxon Co.) Energrease G2.

Технические характеристики
Внешний вид однородная мазь без комков от светло-желтого до темно- коричневого цвета
Температура каплепадения, °С, не ниже 78
Пенетрация при 25°С, мм 10-1 200-300
Предел прочности на сдвиг при 50°С, Па•, не ниже 196
Коллоидная стабильность, % отпрессованного масла 7-13
Массовая доля воды, %, не более 3.0

Мы предлагаем смазки Солидол Ж следующих производителей:

Солидол Ж OilRight
Солидол Ж Рикос

143981, Россия, Московская область г. Балашиха, мкр. Кучино, ул.Речная вл. 2

Тел./факс: (495) 788-61-33 (многоканальный), e-mail: 5228855@mail.ru, info@luckyres.ru

Copyright © 1992-2019, «Luckyres» Все права защищены.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector