Стартер крутится машина не заводится

Стартер крутится машина не заводится

В связи с изменением объема программы обучения, при подготовке на курсах вождения для получения водительских прав различных категорий, при обучении очень мало времени уделяется конструкции автомобиля и, в том числе, конструкции и принципам работы двигателя внутреннего сгорания.

Непонимание назначения различных агрегатов двигателя и принципов их работы часто приводит к неправильному описанию возникших неисправностей. Одним из таких описаний является «стартер не крутит двигатель».

При таком описании неисправности очень трудно понять, в чем же действительно причина. Особенно, если нет понимания об уровне технической грамотности автовладельца. В некоторых случаях такое описание неисправности может означать, что электродвигатель приводит в движение маховик и коленчатый вал двигателя, но не происходит запуска.

Стартер

Стартер — это электрический двигатель постоянного тока. Основное назначение этого конструктивного элемента привести в движение шатунно-поршневую группу для обеспечения первоначального сжатия топливно-воздушной смеси (ТВС) в цилиндрах. Для обеспечения запуска двигателя достаточна раскрутка маховика до частоты 50-70 об/мин.

При такой частоте вращения и нормальном состоянии цилиндров, поршней и колец обеспечивается сжатие топливно-воздушной смеси до степени, необходимой для воспламенения ТВС и передачи энергии воспламенившейся смеси на плечи коленчатого вала. Далее процесс происходит самостоятельно.

Таким образом, электрическое устройство не влияет непосредственно на запуск двигателя, а является лишь вспомогательным агрегатом для первоначальной раскрутки коленчатого вала.

Основная цель применения этого электродвигателя — исключить необходимость применения физической силы и обеспечить удобство эксплуатации автомобиля.

Конструкция стартера

Конструктивно стартер состоит из трех блоков:

  • электродвигатель постоянного тока
  • втягивающее реле
  • бендикс (шестерня, передающая крутящий момент на маховик двигателя с обгонной муфтой)

Электропитание на обмотку электродвигателя подается не напрямую от аккумулятора, а через замок зажигания. При этом, электрический ток при замыкании замка подается на обмотку втягивающего реле, вызывая его срабатывание и замыкание контактов, расположенных внутри корпуса втягивающей катушки, с подачей тока с аккумулятора автомобиля на щетки коллектора электродвигателя через контактные пятаки, скрытые под кожухом.

Неисправности стартера

Неисправности стартера делятся на две категории

  • поломка или износ механической части
  • повреждение электрической схемы

Так как устройство раскрутки вала двигателя состоит из двух электрических элементов, то повреждения электрической схемы также делят на две подкатегории:

  • неисправности электродвигателя
  • неисправности втягивающего реле

Нарушение работы механической части стартера ремонтируется путем замены подшипников или бендикса.

Поломки электрической составляющей конструкции устраняются заменой блоков целиком, пожалуй, за исключением замены угольных щеток.

Неисправность стартера и причина возникновения

Стартер жужжит, но не крутит двигатель.

Указывает на то, что происходит замыкание электрической цепи и питание подается на щетки электродвигателя. Состояние электродвигателя работоспособное. Не происходит срабатывание удерживающей катушки втягивающего реле и не происходит перемещение бендикса. Шестерня бендикса не зацепляется за шестерню маховика. Электромотор работает в холостом режиме. Причина может иметь как механический, так и электрический характер.

Механическая часть. Усилие с втягивающего элемента реле передается на бендикс через пластиковый рычаг, имеющий форму ухвата. При высоком сопротивлении перемещению бендикса по валу ротора происходит поломка этой пластмассовой детали. Бендикс не переводится в рабочее положение, и стартер вращается без передачи крутящего момента на маховик.

Косвенной причиной поломки пластикового ухвата может быть износ зубьев на вале ротора электродвигателя или износ зубьев на ответной части бендикса. Для ремонта потребуется разобрать пусковой агрегат и заменить либо сам рычаг, либо рычаг и бендикс.

Другой механической причиной холостого хода стартера является разрушение зубьев на маховике двигателя. Неисправность относится к поломке двигателя и не связана напрямую с работой привода. На вероятность наличия такой неисправности может указывать срабатывание всех рабочих элементов стартера, раскрутка электродвигателя и перевод бендикса в рабочее положение, что фиксируется по характерному щелчку при повороте ключа зажигания.

Для подтверждения вероятности такой поломки следует сдвинуть автомобиль с включенной 3 или 4 передачей без включения зажигания на 0,5 м. Это приведет к смещению положения неисправной части маховика. Повторить запуск в штатном режиме поворотом ключа зажигания. Если мотор запускается, то необходимо проверить состояние маховика в условиях СТО.

В технически сложных стартерах с планетарным редуктором возможна поломка зубьев редуктора. При этом требуется замена агрегата целиком. Планетарный редуктор не поставляется в качестве запасной части.

Электрическая часть. Если стартер жужжит, но не крутит двигатель, то неисправность может быть локализована во втягивающем реле. Втягивающее реле, смонтированное на корпусе стартера и имеющие клеммы для электрического подключения, имеет две обмотки:

Назначение обмоток разное и поэтому они создают различное усилие. Втягивающая обмотка предназначена для замыкания контактных пятаков и передачи напряжения с аккумулятора на щетки электродвигателя. Удерживающая — предназначена для создания усилия, достаточного для надежного зацепления шестерни бендикса и зубчатого обода маховика двигателя. Работа на холостом ходе указывает на нормальное срабатывание втягивающей обмотки и замыкание контактов.

При межвитковом замыкании в удерживающей обмотке не происходит фиксация бендикса в рабочем положении и происходит его выброс из зацепления. Крутящий момент не передается на шатунно-поршневую группу и раскрутка двигателя не происходит. Ремонт выполняется заменой втягивающего реле. При отсутствии отдельно поставляемого реле стартер заменяется целиком.

Стартер не вращается при повороте ключа зажигания

Проблема в основном связана с электрической цепью. Причиной возникновения неисправности могут быть следующие элементы:

  • контактная группа замка зажигания
  • защитное реле
  • втягивающее реле
  • щеточный узел электродвигателя

Первоначально следует проверить работу реле стартера, расположенного в релейном блоке, заменив его на заведомо исправное. Реле стартера стандартное 4-х контактное. При достаточном навыке электрического монтажа можно использовать реле любого производителя, соблюдая правильность подключения.

Читайте также:  Каталог сборочных единиц камаз

Другой причиной неисправности является отсутствие контакта провода идущего от реле стартера к втягивающему реле. При недостаточной фиксации клеммы происходит выпадение провода из монтажного гнезда и не подается напряжение на втягивающую и удерживающую обмотки втягивающего реле. устраняется обжатием клеммы и восстановлением электрического подключения.

Неисправности втягивающего реле и щеточного узла устраняются переборкой стартера с выполнением замены неисправных деталей.

С механической стороны возможен износ подшипников скольжения ротора стартера и «прилипание» его к магнитам.

Стартер крутит, не происходит запуска

Бывают ситуации, когда стартер крутит, а двигатель не заводится. В части случаев причиной такой неисправности может быть сам стартер, а именно, его техническое состояние. Мотор электростартера состоит из двух элемен6тов — статора и ротора.

Ротор стартера закрепляется в корпусе стартера через подшипники скольжения. При износе подшипника скольжения, запрессованного в носок корпуса, который направлен в сторону маховика, происходит изменение положение ротора и его залипание.

При износе в момент поворота замка зажигания увеличивается потребляемый электродвигателем ток, что приводит к резкому снижению напряжения в бортовой сети автомобиля. При понижении до 9В отключается электронный блок системы управления двигателем и подача искры на свечи зажигания не происходит. Соответственно, стартер крутит, двигатель не схватывает, так как нет искры.

Подобная неисправность часто фиксируется в мороз, но может быть не связана с техническим состоянием самого стартера. Это бывает обусловлено состоянием и зарядом аккумуляторной батареи или вязкостью применяемого моторного масла при условии нормального технического состояния самого двигателя. При этом стартер может быть новым, он крутит, но схватить мотор не может.

Из-за низкого заряда аккумуляторной батареи вся сила тока используется для раскрутки электродвигателя и маховика силового агрегата. Происходит снижение напряжения и заряда не хватает на подачу искры или раскрутку топливного насоса для подачи бензина в камеру сгорания.

При этом при однократном запуске состояния аккумулятора может быть достаточным для раскрутки коленвала до оборотов запуска. Сжатие топливо-воздушной смеси происходит в достаточной степени, двигатель готов к запуску, но не схватывает по причине отсутствия искры или топлива.

Другой причиной не запуска движка может быть износ деталей самого двигателя, не позволяющий обеспечить сжатие ТВС или наличие сопротивления провороту коленчатого вала, например, при износе упорных колец. Это не относится к неисправностям стартера.

Самой простой и легко устраняемой причиной того, что ДВС крутится, но не заводится, является отсутствия топлива в баке или его слишком низкий уровень. На некоторых автомобилях топливный бак сконструирован таким образом, что при установке машины на пригорок при низком уровне топлива насос не в состоянии захватить топливо и подать его в двигатель. Решается простой доливкой бензина или солярки.

Проблемы с автомобилем довольно часто проявляют себя в момент попытки запуска двигателя – и бензинового, и дизельного, и набирающих сегодня популярность гибридных моделей. Одна из распространенных неприятностей такого рода – когда автовладелец садится в машину, поворачивает ключ, стартер крутит, а двигатель не заводится.

Устройство стартера

Для начала рассмотрим, как работает стартер:

  • когда водитель поворачивает ключ в крайнее правое положение, на обмотку стартера поступает ток;
  • маховик коленвала зацепляется с шестерней обгонной муфты;
  • коленвал, вращаясь, передает крутящий момент на поршни, горючая смесь начинает поступать в цилиндры и воспламеняться посредством зажигания;
  • примерно на 100 оборотах муфта и маховик разъединяются;
  • после размыкания цепи ключ переходит в среднее положение, вал стартера не вращается.

Схематическое устройство системы:

Если стартер жужжит, но не крутит двигатель, такое поведение указывает на целый спектр различных неисправностей. Особенность ситуации, когда двигатель не заводится – определенные трудности в локализации проблемы: она может крыться в бензонасосе, не включающемся после поворота ключа, в отказе стартера крутить коленчатый вал, и др. Но в общем случае распространено явление, когда стартер «крутит» и оказывается в состоянии вращать коленвал, но двигатель при этом отказывается заводиться.

Неисправность стартера

Перед тем, как делать углубленную проверку узлов, следует убедиться, что в порядке сам стартер. Он должен работать без посторонних звуков – щелчков, гула и т.п. Электромотор стартера в норме работает ровно, без сбоев и каких-либо пропусков. Неисправность определяется на слух, и, если стартер щелкает, но не крутит двигатель, причина, скорее всего, в нем самом.

Разумеется, если после поворота ключа не происходит вообще ничего, этот узел также нужно проверить на исправность. Так, отсутствие щелчка явно указывает на поломку втягивающего реле.

Если же стартер нормально вращает вал, но двигатель по-прежнему отказывается заводиться, следует проверять:

  • топливную систему;
  • зажигание;
  • состояние датчиков электронной системы управления двигателем;
  • зубья венца маховика или шестерни муфты – они могут быть изношены. Это частая причина того, что стартер крутится, но не крутит двигатель. Неисправность также может сопровождаться скрежетом изношенных зубьев.

Эти проблемы могут проявляться как на «холодную», так и на «горячую». Еще одной причиной, почему стартер не крутит на горячем двигателе, является неисправность силового агрегата: например, затерт вкладыш коленвала, зажимающийся при нагреве, имеется смещение вала по оси. Стартер плохо крутит горячий двигатель при неполадках поршневой группы, разряженной АКБ, неправильно настроенном зажигании и износе элементов стартера.

Возможна также ситуация со слишком медленной прокруткой коленвала при попытке запуска. Причин, почему стартер медленно крутит двигатель, может быть несколько:

  • плохо заряженный аккумулятор, не выдающий достаточный ток;
  • неисправное втягивающее реле;
  • проблемы с проводкой;
  • слишком густое масло.
Читайте также:  Рено замена втулок рулевой рейки

У того, что стартер плохо крутить двигатель, причиной может быть разряд АКБ. Если параметры в норме, то нужно провести диагностику самого стартера, проводки, контактов, маховиков и самого мотора, а также убедиться в нормальном состоянии моторного масла.

Поломки вне стартера

Большинство сбоев работы двигателя с рабочим стартером связано с тем, что либо «нечему гореть», либо «нечем воспламенять». Рассмотрим их подробнее.

Топливная система

Она состоит из нескольких элементов, которые следует проверять поэтапно:

  • бензонасос (электрический или, в отдельных моделях авто, механический с приводом от двигателя);
  • система подачи топлива – карбюратор или инжектор;
  • топливная магистраль;
  • фильтры, очищающие проходящее по магистралям горючее.

Еще одна возможная причина – нарушение подачи горючего из-за образования подсоса в системе, следует отыскать его и устранить.

Важное замечание касается дизельных двигателей: если владелец выбрал в зимний период неправильную солярку, на холоде она загустевает (парафинизируется), и агрегаты системы топливоподачи просто не могут прокачать топливо для доставки его в цилиндры.

Обладатели машин с инжекторными двигателями знают, что сразу после поворота ключа можно одну-две секунды слышать, как включается бензонасос. Его задача – подавать горючее в систему, и, если насос неисправен, двигатель не заведется. Звук его работы – характерное жужжание, и когда оно не слышно, то, скорее всего, проблема в бензонасосе или цепях его питания. Нужно проконтролировать исправность:

  • самого электробензонасоса;
  • реле;
  • предохранителя;
  • проводов питания, идущих на узел.

Насос инжекторного ВАЗ 2109:

Интересно: у инжекторных машин следует проконтролировать, есть ли горючее в топливной рампе. На ней есть особый регулирующий клапан, при нажатии на который должен начать течь бензин. Это укажет, что горючее в рампе присутствует и подается на форсунки.

Если машина карбюраторная, то у нее насос, скорее всего, приводится в действие посредством передачи крутящего момента от распределительного вала. Чтобы провести проверку, нужно демонтировать шланг, идущий на впускной штуцер карбюратора, дополнительно шланг можно снять и с выхода насоса. После этого рычагом ручной подкачки (есть на насосе) следует подкачать немного топлива. Если узел в порядке, будет наблюдаться истечение бензина.

Замечание: автору неоднократно приходилось сталкиваться с ситуацией выхода из строя бензонасоса, когда автомобиль достаточно долгое время двигался с почти пустым баком, без долива топлива. Дело в том, что бензин на отечественных АЗС далеко не всегда отличается высоким качеством, в нем присутствуют примеси, которые оседают на дне бака. Когда наполнение топливного резервуара падает, насос начинает «зачерпывать» со дна грязный бензин/солярку с осадком, который забивает механизм насоса, фильтры, топливные форсунки, приводя ко сбоям, троению двигателя, и полной невозможности завести таковой.

Нередки ситуации, когда забиваются топливные фильтры, тогда жидкость уже не может нормально проходить через них, и стартер «крутит» вхолостую. Следует проверить фильтры и прочистить/заменить их при необходимости.

Еще одна возможная причина, связанная с топливной системой – дроссельная заслонка, которая также имеет склонность к загрязнению и может нуждаться в чистке, наряду с фильтрами.

Существует и еще одна банальная причина, связанная с топливом – пустой бак. Если водитель накануне приехал на стоянку с почти пустым топливным баком, после простоя машина может не завестись, если остаток горючего в емкости очень мал: насос не сможет забрать достаточно жидкости, чтобы создать нужное давление в магистрали. Поэтому следует следить за уровнем горючего и не допускать езды с опустевшим баком: помимо прочего, это, как указано выше, может быть чревато выходом насоса и других систем из строя.

Проблемы с зажиганием

Итак, предположим, что стартер в порядке, топливная система проверена, но двигатель по-прежнему отказывается заводиться. Причина этого может крыться в сбоях зажигания («нечем воспламенять»).

Первое, что следует проверить – это состояние свечей зажигания, катушек и идущих к ним высоковольтных проводов («бронепровода»). Выход их из строя ведет к тому, что на свечах не появляется требуемая для возгорания искра.

Наличие искры инжекторного двигателя можно определить, выкрутив одну из свечей. Таковую следует извлечь, затем надеть на нее бронепровод и приложить свечу юбкой к блоку цилиндров.

Важно: желательно проводить операцию вдвоем.

После этого ключом следует прокрутить стартер: если ток на свечу поступает и искра есть, это будет видно невооруженным глазом. Искра на свече:

Важно соблюдать технику безопасности и не прикасаться к электродам! Если свеча никак не реагирует на работу стартера, значит, есть проблемы с ней, проводами или самой катушкой зажигания. Следует провести более тщательную проверку этих элементов.

Катушки можно проверить «в полевых условиях», просто переставив местами провода. Если где-то есть неисправность, такая перестановка их быстро покажет.

Важно: отсутствие искры на одной или нескольких свечах может указывать на общий сбой в модуле зажигания, который в такой ситуации тоже должен быть проверен.

Катушку карбюраторного двигателя можно проверить еще одним «полевым» методом: извлечь центральный провод и приблизить его конец к металлической поверхности миллиметров на 5, после чего «крутануть» стартер. Должна возникнуть искра; если ее нет, то катушка неисправна. Если же реакция есть, но двигатель отказывается заводиться, следует снять крышку трамблера и проверить состояние этого узла.

Сигнализация

При невозможности завести двигатель следует обратить внимание на сигнализацию машины. Многие современные автомобили снабжены иммобилайзерами, которые препятствуют работе силового агрегата до выполнения владельцем определенных действий (нажатия кнопки на брелке, прикладывания «таблетки» и т.д.). Если завестись не получается, возможно, просто не снята защита иммобилайзера.

Читайте также:  Нива 2121 инжектор с какого года

Автосигнализация способна блокировать двигатель и сама по себе, если имеется какой-то сбой в ее основном блоке.

Другие причины

Может быть так, что зажигание в порядке, и горючее подается в двигатель, но «схватывания» при заводе не происходит. В этом случае велика вероятность неполадок в электрике двигателя:

  • сгорание предохранителя;
  • поломка реле управления;
  • окислившиеся или разрушившиеся из-за коррозии контакты;
  • обрыв провода.

В отдельных ситуациях на инжекторных двигателях ломается электронный блок управления, делая работу силового агрегата невозможной, но такие поломки случаются достаточно редко.

Интересно: автолюбители иногда сталкиваются с невозможностью завести мотор после мойки машины в подкапотном пространстве (или мойки двигателя), а также при активном пересечении водных препятствий, езде по лужам, и т.д. Вызвано это попаданием влаги на оборудование, контакты и сам двигатель, что приводит к различным сбоям электроники. Чтобы этого избежать, нужно проводить мойку двигателя по правилам, а водные преграды форсировать аккуратно. Если же проблема с пуском двигателя все же произошла, следует как следует просушить машину, это может решить вопрос.

Еще одна возможная неисправность – выход из строя датчиков системы управления двигателем, которые отсылают данные на ЭБУ. Например, автовладелец крутит стартер, тот отрабатывает, двигатель на миг «схватывает», но тут же глохнет. При схватывании чувствуется, что мотор сильно трясет. В этом случае виновником неисправности может быть как сам стартер, так и датчик положения коленчатого вала (иногда называемый датчиком Холла). В случае с его поломкой датчик шлет на ЭБУ неверные сигналы, а блок не может подать в силовой агрегат правильную топливовоздушную смесь.

При проблемах со стартером от последнего к датчику коленвала могут поступать электромагнитные наводки, не позволяющие датчику отправить правильный сигнал на ЭБУ. Двигатель не заведется, хотя топливо поступает, и сам стартер отрабатывает, технически, нормально.

Следует помнить: большинство автомашин сейчас оснащено ЭБУ с блоком самодиагностики, который при пуске опрашивает компоненты автомобиля (двигатель, трансмиссия и пр.) и, обнаружив ошибку, записывает ее во внутреннюю память. Данные оттуда зачастую можно прочитать при помощи недорогого устройства и программы даже через мобильный телефон, а знание кода ошибки может помочь в проведении диагностики.

Полезное для автолюбителей – все об автомобилях

Стартер крутит, но машина не заводится: причины

Нередко автомобилисты жалуются на то, что стартер крутит, а все без толку – то есть машина долгое время не заводится, после стоянки или остановки (на холодном или на горячем двигателе). При этом, во время движения и на холостом ходу, машина, как правило, ведёт себя обычно, то есть никаких признаков неисправности не проявляется.

Решить данную проблему можно, отправившись в ближайший автосервис, либо попробовать разобраться с ней самостоятельно. Чтобы как можно быстрее разобраться с тем, почему стартер крутит, а машина, тем не менее, не заводится, необходимо провести проверку систем автомобиля, в следующем порядке:

  • Проверяем работоспособность свечей зажигания (как это делается, описано здесь);
  • Диагностируем состояние обоих топливных фильтров;
  • Проверяем аккумулятор: на уровень заряда и на окисление его клемм;
  • Проверяем дроссельную заслонку на работоспособность и засорённость (как это делается, описано здесь).

Бывают разные случаи: иногда автомобиль заводится, только после нескольких поворотов ключа зажигания, например, с четвертого или пятого раза. Стартер, при этом, крутит. А иногда машина вообще не заводится, и заливает свечи. Случаи разные, а искать неисправность следует в описанном порядке.

Безусловно, частота возникновения какой-то конкретной неисправности, на разных марках автомобилей, может быть различной. Поэтому если вы уже несколько раз сталкивались с одной и той же проблемой, при которой машина заводится с трудом или не заводится вообще, то начать нужно с проверки узла, попадающего под подозрение. Если с ним всё – в полном порядке, то советуем опять же возвратиться к описанному выше порядку проверки.

Основные неисправности, из-за которых машина не заводится

В том случае, если машина не заводится, как прежде – с первого поворота ключа зажигания, либо вообще отказывается заводиться, а стартер крутит, то причины такой неисправности могут быть следующие:

  • Выход из строя плавких предохранителей, располагающихся в монтажном блоке, который, в свою очередь, скрыт в приборной панели;
  • Поломка аккумулятора, его нулевой заряд или окисление контактов;
  • Сломавшийся выключатель, отвечающий за воспламенение;
  • Коррозийные процессы, поразившие электрические детали автомобиля, например, стартера;
  • Сломалась катушка зажигания, из-за чего отсутствует искра;
  • Постоянно собирающийся в подкапотном пространстве конденсат;
  • Выход из строя различных частей системы подачи топлива.

Неисправность стартера

Наиболее распространенной причиной, когда стартер крутит, а двигатель не заводится, можно назвать неисправность самого стартера. В данной ситуации, нужно знать, как проверить стартер и, если есть желание сделать это самостоятельно, как его заменить.

Во всех современных импортных авто, как правило, отказ в работе стартера случается из-за того, что в нём просто исчезла необходимая смазка (она просто выработалась), либо внутренние части стартера сильно загрязнены. Для правильной диагностики состояния стартера, нужно его демонтировать, почистить (удалив все загрязнения и остатки старой смазки) и смазать снова.

Перегрев двигателя

Перегрев двигателя – не менее серьезная неисправность, по которой машина не заводится. Причины перегрева двигателя

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector