Устройство коробки передач калина

Устройство коробки передач калина

Коробка передач:
1 — задняя крышка картера коробки передач;
2 — ведущая шестерня V передачи;
3 — шариковый подшипник пер­вичного вала;
4 — ведущая шестерня IV передачи;
5 — первичный вал;
6 — ведущая шестерня III передачи;
7 — картер коробки передач;
8 — ведущая шестерня II передачи;
9 — шестерня заднего хода;
10 — промежуточная шестерня заднего хода;
11 — ведущая шестерня передачи;
12 — роликовый подшипник первичного вала;
13 — сальник первичного вала;
14 — сапун;
15 — подшипник выключения сце­пления;
16 — направляющая втулка подшипника выключения сцепления;
17 — ведущая шестерня главной передачи;
18 — роликовый под­шипник вторичного вала;
19 — маслосборник;
20 — ось сателлитов;
21 — задающее кольцо датчика скорости;
22 — шестерня привода;
23 — коробка дифференциала;
24 — сателлит;
25 — картер сцепления;
26 — пробка сливного отверстия;
27 — ведомая шестерня глав­ной передачи;
28 — регулировочное кольцо;
29 — роликовый конический подшипник дифференциала;
30 — сальник привода;
31 — ве­домая шестерня I передачи;
32 — синхронизатор I и II передач;
33 — ведомая шестерня II передачи;
34 — ведомая шестерня III передачи;
35 — синхронизатор III и IV передач;
36 — ведомая шестерня IV передачи;
37 — шариковый подшипник вторичного вала;
38 — ведомая шестерня V передачи;
39 — синхронизатор V передачи;
40 — вторичный вал.

Коробка передач — механическая, двухвальная, с пятью передачами пе­реднего хода и одной — заднего, с синхронизаторами на всех переда­чах переднего хода. Она конструк­тивно объединена с дифференци­алом и главной передачей.
Корпус коробки передач состоит из трех частей (отлитых из алюминиево­го сплава): картера сцепления 25, картера коробки передач 7 и задней крышки картера коробки передач 1 (см. рис.). При сборке между ними на­носят бензомаслостойкий герметик-прокладку (например, КЛТ-75ТМ или ТБ-1215). В гнезде картера сцепле­ния находится специальный магнит, задерживающий металлические про­дукты износа.
Первичный вал 5 выполнен как блок ведущих шестерен, которые находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями всех передач переднего хода. Вторичный вал 40 — полый (для подачи масла под ведомые шестерни), со съемной ведущей шестерней глав­ной передачи 17. На нем расположе­ны ведомые шестерни 31, 33, 34, 36, 38 и синхронизаторы 32, 35, 39 пере­дач переднего хода. Передние под­шипники валов 18 и 12 — роликовые, задние 3 и 37 — шариковые. Радиаль­ный зазор в роликовых подшипниках не должен превышать 0,07 мм, в ша­риковых — 0,04 мм. Под передним подшипником 18 вторичного вала расположен маслосборник 19, направ­ляющий поток масла внутрь вала.

Внешний ВИД коробки передач:
1 — задняя крышка картера коробки передач;
2 — кронштейн троса привода выключения сцепления;
3 — картер коробки передач;
4 — рычаг вилки выключения сцепления;
5 — сапун;
6 — картер сцепления;
7 — указатель уровня масла (щуп);
8 — рым;
9 —датчик скорости;
10 — хвостовик шарнира штока переключателя передач;
11 — сальник привода левого колеса;
12 — пробка сливного отверстия;
13 — выключатель света заднего хода;
14 — соленоид блокировки включения передачи заднего хода;
15 — пробка фиксатора вилки включения передачи заднего хода.

Дифференциал — двухсателлитный. Предварительный натяг в подшипни­ках 29 (0,25 мм) регулируется под­бором толщины кольца 28, устанав­ливаемого в гнезде картера коробки передач под наружным кольцом под­шипника дифференциала. К фланцу коробки дифференциала крепится ве­домая шестерня главной передачи 27. Коробка передач сообщается с атмо­сферой через сапун 14, расположен­ный в ее верхней части.
Привод управления коробкой пере­дач состоит из рычага переключения передач, шаровой опоры, тяги управ­ления, штока переключателя передач и механизма переключения передач Чтобы передачи самопроизвольно не выключались из-за осевого переме­щения силового агрегата при дви­жении автомобиля, в привод управ­ления коробкой передач введена реактивная тяга, один конец которой связан с силовым агрегатом, а дру­гой конец прикреплен к основанию рычага переключения передач На внутреннем конце штока закреп­лен переключатель (рычаг), который действует на трехплечий рычаг меха­низма переключения передач. Этот механизм выполнен отдельным уз­лом и крепится к картеру сцепления В корпусе механизма переключения передач имеются три оси. На одной установлены трехплечий рычаг выбо­ра и включения передач и две блоки­ровочные скобы. Другая ось проходит через отверстия блокировочных скоб, фиксируя их от проворачивания. Пе­реключатель передач, установленный на штоке, действует на плечо рычага выбора передач, который, в свою оче­редь, одним плечом включает переда­чи переднего хода, а другим — пере­дачу заднего хода. На отдельной оси установлена вилка включения пере­дачи заднего хода.
Во избежание случайного включения передачи заднего хода в коробке пе­редач установлен соленоид блоки­ровки включения передачи заднего хода. Выступающая часть сердечника соленоида не дает перемещаться бло­кировочным скобам по осям до поло­жения включения передачи заднего хода. На рычаге переключения передач установлен выключатель соленоида При поднятии кольца под рукояткой контакты выключателя замыкаются и на соленоид подается напряжение. Сердечник соленоида втягивается и дает возможность включить переда­чу заднего хода. В случае выхода из строя соленоида или обрыва его элек­трической цепи включить передачу заднего хода становится невозможно. Для того чтобы включить передачу заднего хода и доехать до гаража или СТО, где можно будет устранить неис­правность, следует вывернуть соле­ноид из картера коробки передач и на его место ввернуть пробку фиксатора штока вилки переключения передач, которую рекомендуем возить с собой При этом во время движения автомо­биля следует соблюдать осторож­ность, чтобы случайно не включить передачу заднего хода вместо первой После устранения неисправности сле­дует долить масло в коробку передач, поскольку часть его вытечет при выво­рачивании соленоида.
В коробку передач на заводе залива­ют трансмиссионное масло, рассчи­танное на 75000 км пробега. Уровень масла должен находиться между кон­трольными отметками на указателе уровня масла.

Читайте также:  Влияет ли датчик температуры на запуск двигателя

Ремонт, особенности и технические характеристики

Внутри машины ВАЗ 21118, как и любой другой, всегда стоит коробка передач. У такой модели, как Калина 1118, это устройство представляет собой конструкцию механического типа, которая снабжается одной ступенью заднего хода, а также 5 ступенями переднего.

Коробка переключения передач от Лада Калина.

В Lada Kalina коробка передач объединяется конструктивно с дифференциалом, основной передачей. Ремонт дифференциала КПП тоже должен учитывать это.

В виде трёх алюминиевых медных картера представлен сам корпус механизма у машины ВАЗ Калина:

Между ними наносят специальные герметики, когда осуществляется сборка, ремонт коробки передач.

Технические особенности КПП

Блок ведущих шестерней сцепляется первичным валом. Это важно учитывать, когда проводится ремонт КПП. Что касается самого первичного вала, то для него создаётся постоянное сцепление с элементами передней передачи, выполняющими аналогичные функции.

Осуществляя ремонт вторичного вала, надо помнить о том, что он обладает полой структурой. Именно благодаря ей масло без проблем доходит до ведомых шестерней.

Внутри механизма можно найти также ведомые подшипники, синхронизаторы. Когда проводится замена кулисы своими силами, эта деталь тоже может быть заменена. Этого требует и ремонт карданчика кулисы КПП.

Устройство КПП такого, что при ремонте не обойтись без использования специальных схем. Не более 0,07 миллиметров составляет в этом случае радиальный зазор на роликовых подшипниках.

Ремонт кулисы КПП — тоже довольно сложный процесс. Особенно, учитывая, что 0,04 миллиметров не должен превышать этот же показатель, но для шариковых аналогов.

Месторасположение кулисы КПП на Лада Калина.

Маслосборник отвечает за подачу масла. Он находится в области переднего подшипника, зафиксированного за вторичным валом. Капитальный ремонт часто затрагивает и такие детали. Если подобрать нужную толщину колец — появится возможность регулировать показатель натяга. Размеры сальников легко найти в инструкции, эти детали заменяются без проблем даже в домашних условиях.

При ремонте ручки КПП необходимо помнить о том, что к фланцу дифференциала прикрепляется ведомая шестерня у коробки передач на этой машине. Посредством салуна с атмосферой совмещается сама коробка, находящаяся в верхней части конструкции, которую мы рассматриваем.

Ремонт рычага — не единственная операция, которую необходимо проводить время от времени. Иногда требуется заменить подшипники, это делается при появлении постороннего шума. Комплект для ремонта КПП нужно приобрести, если лишний шум стал заметен во время нажатия, отпускания педали сцепления.

Все элементы привода управления коробки передач Лада Калина.

Руководство по ремонту говорит о том, что управляется коробка с помощью привода, который состоит из нескольких элементов:

  • Штока переключателя.
  • Шаровая опора.
  • Рычаг.

Согласно руководству, тросовые конструкции всегда оснащаются реактивной тягой, тогда передачи не выключаются сами по себе. Один из концов тяги связан с рычагом, а второй — с мотором. Если сальники внутренних шарниров вышли из строя, необходимо провести самостоятельный ремонт КПП. Но перед тем как их заменить, надо полностью сменить масло. Привод передних колёс отсоединяется полностью.

Обслуживание коробки передач предполагает использование отвёртки для снятия необходимых деталей. Но нужно будет приобрести оправку с нужными параметрами, чтобы провести прессовку.

Три оси присутствуют на системе переключения. Одна ось снабжается трёхплечим рычагом для выбора и выключения передач. Коробка переключения передач у второй оси отсутствует, но зато есть скобы, блокирующие поворачивание. После каждых 75 тысяч километров пробега эту конструкцию полностью меняют. Люфт рычага коробки передач тоже должен насторожить, как и выход из строя других деталей.

Читайте также:  Motul 7100 4t 10w40 4л

Демонтаж и монтаж коробки передач

Обслуживание коробки передач предполагает, что механизм придётся снимать, менять его позицию. Перед этим необходимо установить на подъёмник само транспортное средство. Зажигание необходимо полностью выключить и обязательно пригодиться стояночный тормоз.

Как ремонтировать коробку передач? Для этого от аккумулятора отсоединяют клемму «минус». Капот необходимо открыть полностью. Об этом пишет любой справочник по ремонту КПП.

Крышка масляной горловины тоже демонтируется. Необходимо установить предыдущий элемент после того, как снят экран. Коробка переключения передач требует ослабления хомута, ответственного за фиксацию. От соответствующего датчика необходимо отсоединить шланг впускной трубы. Люфт рычага коробки передач требует таких же действий на практике. Затем надо отвернуть гайку воздухозаборника.

Ход ремонта далее зависит от конкретной неисправности.

Коробка передач Лада Калина после демонтажа и разборки.

КПП можно установить на прежнее место после того, как ремонт 1 скорости будет завершён. На наружную поверхность соответствующей втулки в сцеплении наносится смазка ШРУС-4, очень тонким слоем. Это поможет и в том случае, когда болтается КПП. К поворотным кулакам отворачиваются болты фиксации пальцев.

Заклинило рычаг КПП

В любом случае необходимо извлечь последний крепёжный элемент после того, как будет отвёрнута к кронштейну кузова гайка болта, фиксирующая левый рычаг подвески.

Ремонт подушки коробки не обходится без многих действий, о которых писалось выше.

После этого останется только снять рычаг. Ещё один довольно важный элемент — вилка КПП, за её состоянием тоже надо следить.

В ёмкость нужно будет слить всё оставшееся масло. Кап ремонт КПП предполагает и выворачивания из шестерён полуосей дифференциала такой детали, как привод колёс. Заглушки ставятся на то место, где раньше были шестерни. После того как регулировка КПП закончена, обычно переходят к установке левой опоры подвески, кронштейнов задней части автомобиля.

Любые подобные работы, в том числе и ремонт вторичного вала, должны учитывать общую схему коробки передач, основной принцип её работы. Её содержит книга по ремонту коробки. То же самое касается функциональности составных элементов, иначе опора рычага КПП не может быть заменена, как и другие детали.

Демонтаж КПП Лада Калина на специализированной СТО.

Особенности ремонта полностью знакомы только настоящим профессионалам. Лучше доверить работу им, если нет должного опыта, некоторых практических навыков.

Необходимо полностью промыть механизм водой перед тем, как разбирать его, выявлять неисправность КПП. Проблемы при ремонте могут возникнуть, если не установить саму деталь на специальном стенде. Полностью демонтируется кронштейн, который отвечает за фиксацию троса сцепления, подвеску мотора.

Многие дают полезные советы по замене КПП ВАЗ. Согласно им, в любом случае понадобится снять заднюю крышку у картера.

Как снять КПП

Болт фиксации вилки и гайки нужно отвернуть после того, как снят стопор первичного вала. То же самое придётся делать, если необходимо произвести замену короткоходной кулисы КПП.

Со вторичного вала надо демонтировать шлиц. Схема сборки коробки предполагает обратный порядок действий.

Механическая коробка передач

На автомобили Лада “Калина” устанавливаются пятиступенчатые коробки передач, объединенные с двухсателлитным дифференциалом главной передачи. Четыре передачи в них передние, только одна задняя. Все передачи переднего хода с установленными синхронизаторами. Именно они дают характерное скрипение коробке при переключении, за что автомобиль часто ругают. Но устранить такой недостаток устройства довольно просто, надо отрегулировать синхронизаторы, если понадобиться произвести их замену. На “Калины” устанавливают механические коробки, мощность которых зависит от количества клапанов в двигателе. Недавно завод “ВАЗ” усовершенствовал их для этих автомобилей, это коснулось экземпляров в восьми- и шестнадцатиклаппанными двигателями именно на них произошла замена. Для этих моделей Лада “Калина” теперь на устройства устанавливаются усиленные вторичные валы, которые делают их надежнее и мощнее.

Читайте также:  Удельный расход топлива двигателя

Состав устройства

Сама коробка передач механического типа состоит из трех металлических корпусов:

  • Картер сцепления;
  • Картер коробки передач;
  • Задняя крышка картера коробки передач.

Особенностью этой модели устройства является тот факт, что в ее сердцевине расположен специальный магнит. Он предназначен для удерживания мелкого металлического мусора, чтобы он не попал в коробку, замена деталей позволяет удалить его. Подшипники, установленные в системе, делятся на задний тип – шариковые и передний тип – роликовые. В пространстве ниже переднего подшипника вторичного вала устанавливается специальный сборник масла, который по кручению направит массу масла внутрь вала вторичного типа.

Замена масла

Производитель снабдил коробку специальным трансмиссионным маслом, ему требуется регулярная замена. На “Калине” масло меняют примерно через 75 тысяч километров пробега, но контролировать уровень надо постоянно. Для этого автомобиль оборудован специальным щупом масла, который надо аккуратно опустить в воронку на одном из картеров. На щупе есть специальные риски, по ним следует ориентироваться, они покажут уровень масла. Если уровень масла недостаточный, то его необходимо долить, делать это надо не спеша небольшими порциями. Отработанное масло необходимо слить через специальное отверстие, расположенное снизу и закрытое клапаном.

Блокировки

Еще одной особенностью коробки передач Лада “Калина” является специально установленный соленоид блокировки, который не позволяет случайно включить заднюю передачу. Если такой соленоид выходит из строя или обрывается его электрическая сеть, то становится невозможным включение задней передачи. При обнаружении такой неисправности, чтобы добраться до ремонтной мастерской, следует вывернуть соленоид из коробки. Его место должна занять пробка штокового фиксатора переключательной передаточной вилки. Она должна быть в ремонтном наборе, его надо возить с собой. Ехать в мастерскую надо медленно и аккуратно, следя затем чтобы не случайно произошла замена первой передачи на заднюю.

Автоматическая коробка передач

С недавнего времени автомобили Лада “Калина” стали оснащаться и автоматическими коробками передач, которые относятся к новому поколению. Особенностью их установки является тот факт, что их монтируют на один вид комплектации этого автомобиля, остальным моделям такая замена не грозит. АКПП на “Калине” можно увидеть только в комплекте с 16-ти клапанным бензиновым двигателем, объем которого равен 1,6 литра.

Особенности

Все автомобили, получившие автоматическую коробку, имеют ряд особенностей:

  • Их клиренс уменьшился на пару сантиметров;
  • Двигатель закрыт алюминиевым поддоном, поэтому лучше сразу на него устанавливать защиту от коррозии;
  • Конструктивные особенности АКПП для “Калины” таковы что автомобиль благодаря ей управляется жестче;
  • Разгон у автомобиля с АКПП медленнее;
  • Расход топлива с АКПП больше.

Эти особенности говорят о том, чем пришлось поступиться ради комфортного управления таким автомобилем, как Лада “Калина”. Надо отметить, что сама коробка автомат имеет внушительные размеры и значительно прибавила веса автомобилю.

Спортивная коробка передач

Существует также особая коробка передач для автомобиля Лада “Калина”, которая относится к спортивному классу. Спортивная коробка передач калина отличается тщательно подгонкой синхронизаторов и шестеренок передач. Выпуск таких устройств прекращен производителем, но в эксплуатации они остались, и страстные владельцы мечтают ими обзавестись. Поэтому очень многие фирмы сегодня предлагают преобразование коробки Лада “Калина” и доводят ее до спортивного состояния, изменяя устройство до неузнаваемости. Для этого компании используют восстановленные запчасти, которые проходят проверку и часто не уступают по качеству новым.

Нюансы

Особенностями такой коробки можно считать:

  • Автомобиль с такой системой быстрее выходит на большие скорости;
  • Пятая ступень в коробке работает лучше;
  • Становится ровнее и надежнее подхват на всех передачах;
  • Движение с места становится легче.

Но также есть и неприятные нюансы, после преобразования коробки под спортивный вариант она станет очень шумной, так как изменена вся работа трансмиссии в целом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector